Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.
Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:
— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.
Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.
Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.
Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).
Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.
В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».
Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.
Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.
Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом:
— Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?
— Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?
— Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?
Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.
Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:
— Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств?
— Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении?
— Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него?
— Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия?
— Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?
Экспертиза технического состояния транспортного средства.
Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.
Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.
Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
— Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов?
— Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство?
— Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
— Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно?
— Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации?
— Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным?
— Является ли выявленный недостаток существенным?
— Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю?
— Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?
Экспертиза обстоятельств ДТП
Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.
Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:
— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
— Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
— За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
— Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
— Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
— Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
— Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
— Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?
С нашей точки зрения вопросы, вроде:
— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
— Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.
Экспертиза дорожных условий
Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.
Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.
В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:
— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
— Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
— Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
— Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
— Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
— Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
— Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?
Экспертиза по оценке автотранспорта
Примерные вопросы:
— Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования?
— Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).[1]
— Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?
Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза
Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.
Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.
На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:
— Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация[2] и др.)?
— Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
— Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
— Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
— Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?
[1] п.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001,
СПб., РФЦСЭ, 2001
[2] Фрустрация [лат. frustration — обман, расстройство планов] — психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.