Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.

Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.

Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:

— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия.
— Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП.
— Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
— Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.

Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.
 
Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).
 
Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.

Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом:
— Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством?
— Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства?
— Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?

Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.

Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:

— Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств?
— Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении?
— Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него?
— Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия?
— Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?
 
Экспертиза технического состояния транспортного средства.
 
Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.

Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов?
— Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство?
— Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»?
— Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно?
— Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период  могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации?
— Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным?
— Является ли выявленный недостаток существенным?
— Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю?
— Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?
 
Экспертиза обстоятельств ДТП
 
Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.

Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:

— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения?
— Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях?
— За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути?
— Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения?
— Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие).
— Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства?
— Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом?
— Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент?
— Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?
 
С нашей точки зрения вопросы, вроде:

— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения?
— Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.
 
Экспертиза дорожных условий
 
Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.

Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.

В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение?
— Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004).
— Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99)
— Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)
  — Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда.
— Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП.
—  Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?
 
Экспертиза по оценке автотранспорта
 
Примерные вопросы:
— Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость ремонта транспортного средства?
— Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования?
— Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).[1]
— Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?
 
Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза
 
Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.

 Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.

На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:

— Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация[2] и др.)?
— Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние?
— Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций?
— Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить?
— Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?


[1]  п.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001,
СПб., РФЦСЭ, 2001
 
[2] Фрустрация [лат. frustration — обман, расстройство планов] — психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.

Автор публикации

Адвокат Николаев Андрей Юрьевич
Королев, Россия
Адвокат, руководитель Центра судебных экспертиз при ГРА.
Специализация: уголовные дела в сфере экономики, корпоративное право, защита прав потребителей.

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Более 20 участников...
  • 27 Февраля 2012, 17:56 #

    Спасибо!

    +1
  • 27 Февраля 2012, 18:04 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, огромное спасибо за полезное руководство!

    +2
  • 27 Февраля 2012, 18:07 #

    Собственно, это главы из книги, которую я, похоже, так и не сподоблюсь дописать:)

    +3
  • 27 Февраля 2012, 18:47 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, благодарю за интересную методичку, особенно в части вопросов, касающихся установки дорожных знаков.

    +4
  • 27 Февраля 2012, 22:10 #

    Спасибо большое! Хоть и краткая, но действительно очень ценная шпаргалка для автоюристов.

    +2
  • 28 Февраля 2012, 01:11 #

    Прекрасная работа! Можно почерпнуть много полезного.

    +2
  • 28 Февраля 2012, 07:49 #

    Полезная статья! И не только для начинающих адвокатов.

    +2
  • 28 Февраля 2012, 09:07 #

    Андрей Юрьевич, благодарю за столь краткое и доступное руководство по автотехнической экспертизе. Думаю, в будущем мне непременно понадобится.(Y)

    +2
  • 28 Февраля 2012, 09:08 #

    Действительно полезная статья. Однако, в ней не учитываются особенности назначения и производство экспертиз в отдельно взятых регионов. Например в судах нашего региона, некоторые следователи, да и судьи не против вопросов, вроде как должны действовать..., находятся ли в причинной связи… и т.п. При постановке таких вопросов очень часто добавляют словосочетание «с технической точки зрения» и ответы на подобные вопросы проходят у обвинения на «Ура».
    Да, если уж Вы собрались написать книгу, может отразите в следующей статье — кому назначать экспертизу (я не имею в ввиду конкретные экспертные организации, а общие требования к экспертам). Это также очень интересный вопрос. Также очень интересно узнать об опыте проведения исследований по запросам адвокатов и как их воспринимают Ваши суды.

    +3
    • 27 Января 2017, 15:23 #

      Уважаемый Александр Владимирович, кому конкретно назначать экспертизу, но это очевидно лицу обладающему специальными познаниями.  Насчет учреждений в которых экспертизы проводятся так это могут быть государственные СЭУ так и негосударственные. Самое главное что гарантии о проведении экспертизы в том русле как Вам хочется не даст никто,  все зависит от объема представленной в распоряжения эксперта информации и её качества, а также от профессиональных качеств эксперта. Насчет с «технической точки зрения» это так судьи страхуются от нападок адвокатов или прокуроров в части трактовки экспертами требований ПДД (эксперт не может высказаться о нарушении требований ПДД, он может высказаться о соответствии или несоответствии  действий участников ДТП требованиям ПДД) т.е. чтобы  адвокат или прокурор не говорил, что давая оценку действиям участников ДТП эксперт выходит за пределы своей компетенции давая юридическую оценку этим действиям.

      +2
      • 27 Января 2017, 15:58 #

        Уважаемый Алексей Николаевич, Вы указываете прописные истины на счет лица, обладающего специальными познаниями, государственные и не государственные экспертные учреждения. Вопрос в 2012 году был несколько иной — конкретные требования к экспертам.
        Не согласен с Вами в том, что «он может высказаться о соответствии или несоответствии действий участников ДТП требованиям ПДД». Это и есть правовой вопрос, поскольку только суд (в конечном итоге) должен дать ответ о соблюдении или не соблюдении ПДД. Максимум, что может эксперт — это указать какими пунктами ПДД должны руководствоваться участники дорожного движения в конкретной ситуации.

        0
        • 27 Января 2017, 16:45 #

          Уважаемый Александр Владимирович, кроме того хочу сообщить что ПДД это нормативно-технический документ. Технический аспект ПДД это то как нужно действовать участнику дорожного движения в той или иной ситуации, т.е. грубо это мануал для оператора управляющего автомашиной и мануал для др. участников дорожного движения не являющихся водителями).
          Например п. 10.1 . Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
          При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. 

          Технических аспектов уйма:  Соответствие скорости дорожным условиям и условиям видимости в зависимости от технического состояния ТС и груза (несоответствие этим требованиям приводит к потере курсовой устойчивости, выезду за пределы дороги и др.).  
          Требование снизить скорость в случае возникновения  опасности, которую водитель в состоянии обнаружить  (на этом базируется расчет технической возможности предотвращения ДТП).
          Поэтому без оценки действий водителя на соответствие требованиям ПДД имеющим технический аспект, заключение автотехнической экспертизы было бы лишено логического смысла. А автотехническая экспертиза это и есть цепь логических рассуждений и выводов подкрепленное расчетами.

          +1
  • 28 Февраля 2012, 17:24 #

    Скопировал и бросил в отдельную папку «Экспертиза» — убеждён, что обязательно пригодится.
    Спасибо!

    +1
  • 28 Февраля 2012, 17:42 #

    Полезная статья. Спасибо!

    +1
  • 28 Февраля 2012, 20:56 #

    Сейчас готовлю новую статью — рекомендации при постановке вопросов при назначении судебной строительно-технической экспертизы.:)

    -1
  • 01 Марта 2012, 03:26 #

    Это хоть и не моя область права, но «вспоминая молодость», а именно обязательную практику в органах суда, прокуратуры и следственных лабораториях Ганновера — не удержусь от комментария.

    В Германии существует банк данных всех «внешних» разрушаемых пластиковых, металических, стеклянных и химических элементов, просортированых по производителю авто, который их применяет; поставщику, который их изготовляет и дате ввода или вывода с рынка.

    Таким образом, в результате происшествия и удалившегося нарушителя можно по осколкам краски, стекла, пластика, металла определить не только изготовителя (VW, BMW и др.), но и марку автомобиля и иногда даже и год изготовления. Система применяется при случаях определённой тяжести и уровня слоности, напр. при жертвах и отсутствии свидетелей и т.д

    А есть ли в РФ что-то подобное, хотябы относительно российских марок авто?

    +2
    • 01 Марта 2012, 05:35 #

      Напомнило старые добрые советские фильмы, в которых по ниточке могли определить не только текстильный завод, но и человека, которому вещь с этой ниточкой продали :)

      +2
    • 01 Марта 2012, 06:22 #

      Нет, я не слышал. Уверен что нет.

      0
    • 01 Марта 2012, 09:25 #

      В России подобного и близко нет. Могут установить конечно марку и цвет авто по найденным деталям, но их идентифицировать и привязать к определенному авто бывает очень трудно. Если скрывшийся с места аварии автомобиль отремонтирован на момент осмотра, то при отсутствии свидетелей привлечь водителя практически невозможно. Если конечно не явится с повинной.

      +1
      • 27 Января 2017, 15:37 #

        Уважаемый Александр Владимирович, вы слабо информированы по этой теме. Как правило идентификационная задача вполне успешно выполнима как методами транспортно-трасологической  экспертизы, так и классической криминалистической экспертизы.

        +1
        • 27 Января 2017, 16:03 #

          Уважаемый Алексей Николаевич, возможно я и не в курсе последних событий. Неужели в России появился банк данных всех «внешних» разрушаемых пластиковых, металлических, стеклянных и химических элементов, просортированных по производителю авто, который их применяет; поставщику, который их изготовляет и дате ввода или вывода с рынка?

          0
          • 27 Января 2017, 16:28 #

            Уважаемый Александр Владимирович. В рассматриваемом Вами вопросе такой банк данных не нужен (его наличие в странах ЕС конечно есть «гуд» для ответа на вопрос «да это был БМВ-740 выпуска 2010-2002гг» но не более того, если подозреваемый автомобиль не найден). Если подозреваемый автомобиль все таки был обнаружен, то  если он ремонтировался с целью скрыть следы ДТП на нем все равно имеются следы ремонтного воздействия (как бы не пытались их спрятать жулики, но при качественно проведенном исследовании они все равно будут обнаружены).  Если не ремонтировался, то вопрос вообще  решается в категоричной форме путем исследования осколков и самого автомобиля  и далее сравнительным анализом осколков и имеющихся повреждений.

            +1
    • 01 Марта 2012, 15:31 #

      Вы слышали песню, где есть такие слова: «Я тебя слепила из того, что было» — это про российский автопром… Разумеется, ни о каком банке данных по структуре материалов, применяемых в отечественном, условно говоря, автомобилестроении, и речи быть не может.

      0
  • 01 Марта 2012, 03:44 #

    В РФ относительно отечественного производства авто, думаю актуальным иметь такой банк данных в пределах хотя бы гарантийного срока эксплуатации, далее на разборках применяют различные элементы других автомобилей и искать крайнего по таким параметрам сложно.

    +1
  • 01 Марта 2012, 09:29 #

    Андрей Юрьевич, благодарю за полезную информацию!!!

    +1
  • 04 Октября 2012, 22:41 #

    Спасибо, искал именно это! (handshake)

    +1
  • 05 Апреля 2013, 16:53 #

    Очень полезная статья. Спасибо огромное!!!

    +1
  • 06 Апреля 2013, 09:55 #

    Однозначно в копилку знаний!(Y)

    +1
  • 16 Октября 2013, 14:44 #

    Хорошая работа. Думаю, не только для начинающих адвокатов. Спасибо!

    +1
  • 09 Сентября 2014, 18:18 #

    Спасибо за столь подробную статью! Подскажите, а вопрос о наличии или отсутствии «слепых» зон у автомобиля может быть разрешен в рамках данного вида экспертиз?

    +1
    • 09 Сентября 2014, 18:24 #

      Разумеется — это один из ключевых вопросов, например, при столкновении попутно следующих ТС. «Слепые» зоны зависят не только от марки и модели данного авто, но и от наличия или отсутствия наружных зеркал, их регулировки, состояния зеркальных элементов и т.д.

      +2
  • 09 Сентября 2014, 18:26 #

    Спасибо за столь скорый ответ! А можно ли разрешить в рамках экспертизы вопрос, о технической возможности водителя увидеть пешехода, если есть видеозапись дтп?

    0
    • 09 Сентября 2014, 18:31 #

      Еще один, наиболее часто встречающийся вопрос, правда, задается он с иными формулировками…

      +2
    • 27 Января 2017, 15:31 #

      Уважаемая Ирина Анатольевна, техническая возможность предотвращения ДТП  это возможность водителя предотвратить его применением торможения (в отдельных случаях путем применения маневра).  
      Вопрос о том мог ли водитель обнаружить пешехода (либо когда мог его обнаружить) как правило решается проведением следственного эксперимента,  видеозапись может помочь в проведении следственного эксперимента в части воссоздании обстановки, которая была на момент ДТП (видеозапись может дать сведения о расположении элементов вещественной обстановки на момент ДТП, темпе движения пешехода, погодных условиях, плотности транспортного потока и т.п.)

      +1
  • 09 Сентября 2014, 18:34 #

    Спасибо большое за Ваши ответы!

    +1
  • 10 Февраля 2016, 18:08 #

    Уважаемый Андрей Юрьевич, очень крутая публикация. Спасибо!

    0

Да 34 34

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Автотехнические экспертизы (в помощь начинающему адвокату)» 5 звезд из 5 на основе 34 оценок.
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Продвигаемые публикации