Материальный мир держится на трёх пропорциях, а именно математически описанных константах:
π – вращение, окружность, круг, сфера: 3,142;
φ – гармония, геометрические линейные связи пространства: 0,618, 1,618;
ε – границы (пределы) пространства: 2,718.
Совершенно очевидно, что тело и функции человека также построены на этих трёх константах.
Например, такое восприятие как «красота» основано на пропорциях наблюдаемого объекта или субъекта, близких к φ.
Зрительное восприятие человека как оптическая система – это стереопара, состоящая при прямом взгляде вдаль из двух гармонических конусов захвата пространственного поля, вершины которых находятся в центре хрусталика – точке преломления света, после чего захваченные два отдельных образа транслируются через сетчатки в мозг.
Гармонический конус представляет собой отношение радиуса основания к высоте, равное 0,236 или как (1 – φ) / (1 + φ), то есть с углом вершины в плоской проекции, равным 27,6°.
Зрительное восприятие безопасности окружающего пространства любого живого существа основано на сканировании габаритов окружающих объектов и сравнении со своими.
Если габариты объекта превышают собственные, то происходит необходимое масштабирование этого объекта путём отдаления от него.
При попутном движении в одной полосе водитель заднего транспортного средства (далее ТС) ориентируется только на два габарита переднего ТС: ширину и высоту, поскольку длина объекта не известна (не видна).
По ширине водитель не воспринимает пространство, как опасное, поскольку оно подконтрольно, то есть ограничено разметкой, кромкой или бровкой, ограждениями, знаками и др. объектами, а также шириной переднего ТС.
Безопасность воспринимается только по высоте глаз наблюдателя от единой для движения поверхности, откуда путём удаления от объекта сознание регулирует высотный масштаб, выбирая нужную дистанцию до переднего объекта для комфортного передвижения без включения функции (инстинкта) выживания.
Кроме этого, в случае внезапного торможения переднего ТС водителю заднего необходимо время на принятие решения. По сути водитель заднего ТС должен повторить действия переднего, но несколько позже.
Отсюда следует, что расстояние безопасности может быть выражено формулой:
где
h1 – высота переднего ТС, м;
h2 – высота глаз водителя заднего ТС, м;
l1 – продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части, м;
V – скорость транспортного потока, км/ч;
t1 – время реакции на изменение обстановки, с;
По существующим методикам это время принимается равным как простая сенсомоторика, равное 0,3 с.
Но здесь следует отметить, что эта расчётная величина обязывает водителя заднего ТС постоянно быть в напряжении, то есть в предстрессовом состоянии, чего в действительности быть не должно и на практике не бывает.
Согласно существующим методикам минимальное время реакции водителя в сложных дорожно-транспортных ситуациях составляет 0,6 с.
Поэтому предложение состоит в том, чтобы при расчёте дистанции использовать это значение, поскольку оно учитывает не только состояние комфорта, но и время запаздывания срабатывания гидро- и пневмо- тормозов.
Тогда формула упрощается до вида:
Первое слагаемое формулы учитывает физиологию человека, второе слагаемое – корректировка расстояния по длине с учётом местоположения водителя в транспортном средстве, третье слагаемое учитывает время на принятие решения.
Примеры расчётов.
Вариант 1. Дистанция между легковыми автомобилями – минимумы габаритной высоты.
h1 – средняя высота переднего ТС: 1,45 м;
h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС: 1,25 м;
l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 2,0 м
Значения безопасной дистанции:
при скорости 60 км/ч – 17 м;
при скорости 70 км/ч – 19 м;
при скорости 90 км/ч – 22 м;
при скорости 110 км/ч – 25 м;
Вариант 2. Дистанция между легковым и грузовым автомобилем – минимум и максимум габаритной высоты.
h1 – максимальная высота переднего ТС (грузового): 4,0 м;
h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС (легкового): 1,25 м;
l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 2,0 м
Значения безопасной дистанции:
при скорости 60 км/ч – 26 м;
при скорости 70 км/ч – 27 м;
при скорости 90 км/ч – 31 м;
Вариант 3. Далее рассмотрим случай, когда грузовик следует за легковым автомобилем, на примере бескапотного тягача КАМАЗ К5.
h1 – средняя высота переднего ТС (легкового): 1,45 м;
h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС (грузового): 3,0 м;
l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 0,8 м
Значения безопасной дистанции:
при скорости 60 км/ч – 13 м;
при скорости 70 км/ч – 15 м;
при скорости 90 км/ч – 18 м;
В данном случае значения расстояния безопасности в сравнении с Вариантом 2 сравнительно выглядят следующим образом.
Следуя приведённой формуле фактически и физиологически водители легкового и грузового ТС находятся в неравных условиях.
Здесь необходима корректировка условий Варианта 3, связанная с тем, что Правила движения – это совокупность общественных отношений, при которых все участники дорожного движения должны проявлять уважение друг к другу и действовать на принципе этики (самозапреты во имя кого-то).
При данных значениях Варианта 3 водитель переднего легкового ТС, следя за обстановкой в зеркала заднего вида будет ощущать дискомфорт.
При движении в потоке водитель легкового автомобиля использует наружное левое и салонное зеркало (правое наружное в основном используют для движения задним ходом).
Наружное зеркало выпуклое для увеличения поля обзора, поэтому удаляет объекты при зрительном восприятии, салонное зеркало, напротив, несколько вогнутое и приближает объекты. Отсюда получение образов из двух зеркал в целом примерно будет равно получению одного образа из плоского зеркала.
При этом водитель переднего ТС при визуальном контроле по зеркалам не ощущает задней части своего ТС, поскольку она чётко не видна.
Следовательно, формула расстояния безопасности (2) в этом случае принимает вид без второго слагаемого:
здесь уже параметры иные:
h3 – высота заднего ТС (грузового): 4,0 м;
h4 – средняя высота глаз водителя переднего ТС (легкового): 1,25 м;
Значения безопасной дистанции:
при скорости 60 км/ч – 24 м;
при скорости 70 км/ч – 25 м;
при скорости 90 км/ч – 29 м;
Отсюда сравнительная таблица принимает вид:
Как видно из таблицы 2 значение расстояния безопасности в обоих Вариантах близки друг к другу, чем и обусловлено равное положение участников движения в общественных отношениях.
Вариант 4. Дистанция между грузовыми автомобилями – максимум габаритной высоты (формула 1).
h1 – высота переднего ТС: 4.0 м;
h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС: 3.0 м;
l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 0.8 м
Значения безопасной дистанции:
при скорости 60 км/ч – 16 м;
при скорости 70 км/ч – 18 м;
при скорости 90 км/ч – 21 м;
Таблица 3. Критерии расчёта безопасной дистанции: Параметры формул:
h1 – габаритная высота переднего ТС, м;
h2 – высота глаз водителя заднего ТС, м;
l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части, м;
V – скорость транспортного потока, км/ч;
h3 – габаритная высота заднего ТС, м;
h4 – высота глаз водителя переднего ТС, м.
Здесь следует отметить, что приведённая методика расчёта безопасной дистанции в полной мере согласуется с требованиями п. 9.11 Правил дорожного движения.
ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Приведённая методика позволяет получить вполне конкретные максимальные и минимальные значения безопасной дистанции при конкретных скоростях, а следовательно, возможно определить, назначить и прописать в Новых Правилах точные цифры. Например:
безопасная дистанция:
- на автомагистралях — не менее… м;
- вне населённых пунктов — не менее… м;
- в населенных пунктах — не менее… м.
В целом в статье предложен новый подход к решению вопроса, но безусловно, что он не есть истина. Поэтому жду отзывов, предложений и дополнений. Голая критика не принимается, только совместно с предложением.
С уважением к читателю