Материальный мир держится на трёх пропорциях, а именно математически описанных константах:

π – вращение, окружность, круг, сфера: 3,142;

φ – гармония, геометрические линейные связи пространства: 0,618, 1,618;

ε – границы (пределы) пространства: 2,718.

Совершенно очевидно, что тело и функции человека также построены на этих трёх константах.

Например, такое восприятие как «красота» основано на пропорциях наблюдаемого объекта или субъекта, близких к φ.

Зрительное восприятие человека как оптическая система – это стереопара, состоящая при прямом взгляде вдаль из двух гармонических конусов захвата пространственного поля, вершины которых находятся в центре хрусталика – точке преломления света, после чего захваченные два отдельных образа транслируются через сетчатки в мозг.

Гармонический конус представляет собой отношение радиуса основания к высоте, равное 0,236 или как (1 – φ) / (1 + φ), то есть с углом вершины в плоской проекции, равным 27,6°.

Зрительное восприятие безопасности окружающего пространства любого живого существа основано на сканировании габаритов окружающих объектов и сравнении со своими.

Если габариты объекта превышают собственные, то происходит необходимое масштабирование этого объекта путём отдаления от него.

 При попутном движении в одной полосе водитель заднего транспортного средства (далее ТС) ориентируется только на два габарита переднего ТС: ширину и высоту, поскольку длина объекта не известна (не видна).

По ширине водитель не воспринимает пространство, как опасное, поскольку оно подконтрольно, то есть ограничено разметкой, кромкой или бровкой, ограждениями, знаками и др. объектами, а также шириной переднего ТС.

Безопасность воспринимается только по высоте глаз наблюдателя от единой для движения поверхности, откуда путём удаления от объекта сознание регулирует высотный масштаб, выбирая нужную дистанцию до переднего объекта для комфортного передвижения без включения функции (инстинкта) выживания.

Кроме этого, в случае внезапного торможения переднего ТС водителю заднего необходимо время на принятие решения. По сути водитель заднего ТС должен повторить действия переднего, но несколько позже.

Отсюда следует, что расстояние безопасности может быть выражено формулой:

где

h1 – высота переднего ТС, м;

h2 – высота глаз водителя заднего ТС, м;

l1 – продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части, м;

V – скорость транспортного потока, км/ч;

t1 – время реакции на изменение обстановки, с;

По существующим методикам это время принимается равным как простая сенсомоторика, равное 0,3 с.

Но здесь следует отметить, что эта расчётная величина обязывает водителя заднего ТС постоянно быть в напряжении, то есть в предстрессовом состоянии, чего в действительности быть не должно и на практике не бывает.

Согласно существующим методикам минимальное время реакции водителя в сложных дорожно-транспортных ситуациях составляет 0,6 с.

Поэтому предложение состоит в том, чтобы при расчёте дистанции использовать это значение, поскольку оно учитывает не только состояние комфорта, но и время запаздывания срабатывания гидро- и пневмо- тормозов.

Тогда формула упрощается до вида:

 Первое слагаемое формулы учитывает физиологию человека, второе слагаемое – корректировка расстояния по длине с учётом местоположения водителя в транспортном средстве, третье слагаемое учитывает время на принятие решения.

Примеры расчётов.

Вариант 1. Дистанция между легковыми автомобилями – минимумы габаритной высоты.

h1 – средняя высота переднего ТС: 1,45 м;

h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС: 1,25 м;

l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 2,0 м

Значения безопасной дистанции:

при скорости 60 км/ч – 17 м;

при скорости 70 км/ч – 19 м;

при скорости 90 км/ч – 22 м;

при скорости 110 км/ч – 25 м;

Вариант 2. Дистанция между легковым и грузовым автомобилем – минимум и максимум габаритной высоты.

h1 – максимальная высота переднего ТС (грузового): 4,0 м;

h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС (легкового): 1,25 м;

l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 2,0 м

Значения безопасной дистанции:

при скорости 60 км/ч – 26 м;

при скорости 70 км/ч – 27 м;

при скорости 90 км/ч – 31 м;

Вариант 3. Далее рассмотрим случай, когда грузовик следует за легковым автомобилем, на примере бескапотного тягача КАМАЗ К5.

h1 – средняя высота переднего ТС (легкового): 1,45 м;

h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС (грузового): 3,0 м;

l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 0,8 м

Значения безопасной дистанции:

при скорости 60 км/ч – 13 м;

при скорости 70 км/ч – 15 м;

при скорости 90 км/ч – 18 м;

В данном случае значения расстояния безопасности в сравнении с Вариантом 2 сравнительно выглядят следующим образом.

Следуя приведённой формуле фактически и физиологически водители легкового и грузового ТС находятся в неравных условиях.

Здесь необходима корректировка условий Варианта 3, связанная с тем, что Правила движения – это совокупность общественных отношений, при которых все участники дорожного движения должны проявлять уважение друг к другу и действовать на принципе этики (самозапреты во имя кого-то).

При данных значениях Варианта 3 водитель переднего легкового ТС, следя за обстановкой в зеркала заднего вида будет ощущать дискомфорт.

При движении в потоке водитель легкового автомобиля использует наружное левое и салонное зеркало (правое наружное в основном используют для движения задним ходом).

Наружное зеркало выпуклое для увеличения поля обзора, поэтому удаляет объекты при зрительном восприятии, салонное зеркало, напротив, несколько вогнутое и приближает объекты. Отсюда получение образов из двух зеркал в целом примерно будет равно получению одного образа из плоского зеркала.

При этом водитель переднего ТС при визуальном контроле по зеркалам не ощущает задней части своего ТС, поскольку она чётко не видна.

Следовательно, формула расстояния безопасности (2) в этом случае принимает вид без второго слагаемого:

здесь уже параметры иные:

h3 – высота заднего ТС (грузового): 4,0 м;

h4 – средняя высота глаз водителя переднего ТС (легкового): 1,25 м;

Значения безопасной дистанции:

при скорости 60 км/ч – 24 м;

при скорости 70 км/ч – 25 м;

при скорости 90 км/ч – 29 м;

Отсюда сравнительная таблица принимает вид: 

 Как видно из таблицы 2 значение расстояния безопасности в обоих Вариантах близки друг к другу, чем и обусловлено равное положение участников движения в общественных отношениях.

Вариант 4. Дистанция между грузовыми автомобилями – максимум габаритной высоты (формула 1).

h1 – высота переднего ТС: 4.0 м;

h2 – средняя высота глаз водителя заднего ТС: 3.0 м;

l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части: 0.8 м

Значения безопасной дистанции:

при скорости 60 км/ч – 16 м;

при скорости 70 км/ч – 18 м;

при скорости 90 км/ч – 21 м;

Таблица 3. Критерии расчёта безопасной дистанции:  Параметры формул:

h1 – габаритная высота переднего ТС, м;

h2 – высота глаз водителя заднего ТС, м;

l1 – среднее продольное расстояние от глаз водителя заднего ТС до его передней части, м;

V – скорость транспортного потока, км/ч;

h3 – габаритная высота заднего ТС, м;

h4 – высота глаз водителя переднего ТС, м.

Здесь следует отметить, что приведённая методика расчёта безопасной дистанции в полной мере согласуется с требованиями п. 9.11 Правил дорожного движения.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Приведённая методика позволяет получить вполне конкретные максимальные и минимальные значения безопасной дистанции при конкретных скоростях, а следовательно, возможно определить, назначить и прописать в Новых Правилах точные цифры. Например:

безопасная дистанция:

  • на автомагистралях — не менее… м;
  • вне населённых пунктов — не менее… м;
  • в населенных пунктах — не менее… м.

В целом в статье предложен новый подход к решению вопроса, но безусловно, что он не есть истина. Поэтому жду отзывов, предложений и дополнений. Голая критика не принимается, только совместно с предложением.

С уважением к читателю

Автор публикации

Эксперт Кирьянов Виталий Зиновьевич
Омск, Россия
Автотехнические судебные экспертизы и исследования
Специальности 13.1, 13.2, 13.3
Стаж 25 лет

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Стрижак Андрей, Климушкин Владислав, Кирьянов Виталий
  • 22 Января, 09:21 #

    Уважаемый Виталий Зиновьевич, методика расчётов и предложение указать безопасную дистанцию непосредственно в правилах, конечно интересны, но на мой, чисто водительский взгляд, в реальности нужно учитывать ещё и дорожные условия (освещенность, состояние дорожного покрытия и т.п.) 8-|

    +8
    • 22 Января, 10:04 #

      Уважаемый Иван Николаевич, приводимые Вами параметры одинаковы для обоих и влияют только на скорость, которая формулами учтена

      +7
      • 22 Января, 10:13 #

        Уважаемый Виталий Зиновьевич, я безусловно доверяю науке, хотя на интуитивном уровне, сомнения всё же есть… хотелось бы увидеть мнения других экспертов, поскольку они более компетентны в этих вопросах (handshake)

        +7
  • 22 Января, 13:30 #

    Уважаемый Виталий Зиновьевич, интересный подход, но он всё равно требует исследования и опытов. Плюс нужна практика, я с трудом себе представляю водителей в Москве, которые держаться друг от друга на расстоянии более 20-ти метров.

    +4
    • 22 Января, 13:43 #

      Уважаемый Владислав Александрович, я думал про город, здесь есть идея. Возможно будет нужен коэффициент, зависящий от интенсивности движения, поскольку чем она больше тем меньше скорость потока

      +5
      • 23 Января, 09:38 #

        Уважаемый Виталий Зиновьевич, может вообще подход изменить?
        Помню, когда учился, приехала к нам какая-то группа психологов и физиологов. Они нас сажали за какие-то аппараты, типа тренажёров. Помню на одном два круга и по ним по периметру бегали световые сигналы, меняя скорость — надо было нажать на кнопку, когда эти сигналы максимально сближаются. Другой был типа качелей а на них шарик, и надо, чтобы шарик не скатился, управлять рычагами этих качелей. К нам какие-то провода подключали и фиксировали наши реакции. Мы спросили зачем это. Сказали ребята дисер пишут по времени реакции, физиологии и даже могут выявить кто в будущем станет алкоголиком.
        Реакции у каждого индивидуальные, может вот так их замерять и научится это сопоставлять с реальными техническими особенностями автомобилей и ситуации на дороге? Сейчас, кстати, автомобили автоматизируют, они могут сами уклоняться.

        +1
  • 23 Января, 08:23 #

    Уважаемый Виталий Зиновьевич, вопрос подняли значимый!  Нужно вникать.
    Так, для поддержания разговора. Помню в автошколе говорили: безопасная дистанция должна быть вдвое больше скорости движения. То есть едешь 60 км/ч, держи 120 м.  Опять таки расстояние на глаз. 
    Для чисто житейского подхода, наверное, плюс / минус так и есть, потому как за рулем нет возможности все эти вычисления делать.

    +2

Да 19 19

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Безопасная дистанция – новая методика расчёта» 3 звезд из 5 на основе 19 оценок.
Адвокат Гулый Михаил Михайлович
Ставрополь, Россия
+7 (962) 452-8980
Персональная консультация
Я Даю Гарантию!, что приложу все свои силы, знания и умения, чтобы добиться наилучшего возможного варианта разрешения возникшей у Вас правовой проблемы.
https://michailgulyy.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Гречанюк Василий Герольдович
Владивосток, Россия
+7 (914) 342-9220
Персональная консультация
компетенции: трейдинг, инвестиции, страхование, налоги, юридические лица, долги, ответственность, комбинации.
Консультации, дела.
Действую с интересом, спокойно и тщательно, очно и дистанционно.
https://urmanwin.pravorub.ru/

Похожие публикации