Премьер-министр Владимир Путин резко раскритиковал вопросы ценообразования в сфере строительства. Глава правительства заметил, что стройки в России стоят дороже, чем в Европе, хотя у нас зарплаты ниже, а материалы и электроэнергия дешевле. Чтобы угрозы выглядели весомее, Путин пообещал увольнять чиновников, виновных в повышении стоимости (http://www.rb.ru//topstory/economics/2010/03/22/145336.html)
ВВЕДЕНИЕ
Международный день борьбы с коррупцией был провозглашен в 2003 году, после принятия Генеральной ассамблеей ООН «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции». Россия в числе первых стран подписала Конвенцию, и в 2008 году был принят закон N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В НИИ Российской правовой академии Минюста России был создан Научный центр противодействия коррупции (НЦПК), который проводит разноплановые исследования по вопросам коррупции. Так, поволжским отделением НЦПК был разработан учебный курс «Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в профессиональной деятельности служащих органов государственной власти». В 2009 году была проведена Всероссийская научно-практическая конференция по теме «Противодействие коррупции: понятие, сущность, задачи, пути решения».
В декабре 2009 года состоялся Международный симпозиум «Социально-экономические проблемы жилищного строительства и пути их решения в период выхода из кризиса», где было сказано, что главным врагом национальной экономики является системный коррупционер. «На кормление во власть» его сажают влиятельные финансовые (политические) группировки для своих целей. Успехи производства (органов власти) его будут интересовать только в той мере, в какой это будет отвечать его стремлению к максимальному личному обогащению. Так, согласно данным Фонда «Росс-XXI век» более 40% предпринимателей считают, что «жить, не нарушая законов, нельзя» и около их трети откровенны в желании дать взятку. В итоге «не менее 30% стоимости жилья уходит на «коррупционные платежи». В этой связи учёные считают, что главный упор в системе противодействия коррупции должен быть направлен на формирование нравственных органов управления. «Чиновник должен быть честным!», — таков императив современного этапа модернизации России (http://www.saratoff.ru/articles/society/0/946).
1. Общий кризис несырьевого сектора экономики
Из-за низких профессиональных и моральных истоков власти структура национального богатства в России не оптимальна: 65% — природно-ресурсный капитал, 20% — человеческий, 15% — физический. Для развитых стран всё наоборот: 65% — человеческий, 15% — природно-ресурсный и 20% — физический капитал. На заработную плату у нас приходится 15-20%, а в развитых экономиках — 60-70%. Таким образом, перестройка хозяйства должна сводиться к тому, чтобы в полном объёме задействовать социальный ресурс. При этом его высокое качество возможно достичь не только повышением заработной платы, но и путём воспроизводства комфортной среды обитания. Однако в период 1989-2009 годы наблюдалась деградация производства и падение рентабельности несырьевого сектора экономики.
В 2009 году средняя рентабельность предприятий обрабатывающей промышленности в стране составляла 8% (в 2006 г.–12%) при средней процентной ставке по кредитам 15,9%. В условиях недоступности кредитных ресурсов широко распространилось «кумовство» создание сомнительных управленческих структур и тому подобные коррупционные проявления[1]. При этом наблюдается устойчивая тенденция сворачивания строительного бизнеса. «У нас в стране и так почти ничего не производят. Строительство было последним благополучным сектором, где что-то создавали, и составляло, до недавнего момента, значительную часть национального валового продукта государства». Нобелевский лауреат 2008 года по экономике П. Кругман напоминает слова Ф. Д. Рузвельта, сказанные во время Великой депрессии: "Мы всегда знали, что бездумное стремление к прибыли – плохая мораль, теперь мы все знаем, что это еще и плохая экономика». Сейчас также становится очевидным, что для выживания российского бизнеса его идеология «мародёрства во время стихийного бедствия» уже не должна доминировать.
(http://www.promved.ru/...article.phtml?id=1720&nomer=60).
(http://www.barkli.ru/2007/03/05/mif_o_rentabelnosti.html)."
(http://www.kapital-rus.ru/articles/article/143237).
2. Рентабельность жилищного строительства
как показатель коррупционной составляющей
Прибыль московского инвестора в жилищное строительство изначально закладывается на уровне 50%. По данным ОАО ЦНИИЭП Жилища фактическая рентабельность строительства достигает 400%. При этом во вниманиепринимаются «только расходы на человеческие ресурсы и стройматериалы, без учета поборов и откатов, которые значительно удорожают стоимость построенного здания" (коррупционная составляющая). Последствия кризиса для строительных компаний из различных регионов России не будут одинаковы. В Москве, например, рентабельность застройщиков в среднем составит 100%, в мегаполисах второго уровня (Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск) – 25–30%, в малых городах она будет еще ниже. Специалисты считают, что рентабельность строительства должна ограничиваться на уровне 15–30% и для нормальной производственной деятельности будет достаточно и 10 (12)%. Её минимум определяется оплатой налогов, пополнением оборотных средств, содержанием социальной сферы (3 — 6%), затратами на развитие производства (3 — 4%) и создания фонда потребления, а также социальной защиты работников (2 — 3%).
(http://www.pron.ru/news.php?readmore=1522, sabeloff.livejournal.com/164871.html),
(http://www.economy-law.com/...t.cgi?date=2004/02/29&name=023)
(http://www.rost.ru/print/news/2006/05/121906_3091.shtml),
(http://www.barkli.ru/2007/03/05/mif_o_rentabelnosti.html),
(http://www.abskgroup.ru/company/news/2008/11/24/41/),
(http://www.iso72.ru/events/?id=39).
3. Качество градостроительства как проблема безопасности
Разработанный на основе коррупционной градостроительной политики (игнорирование ГОСТов по качеству продукции и завышенная рентабельность строительного производства) проект генерального плана развития Москвы (до 2025 года) — это, фактически, ей смертный приговор говорится в заявлении комиссии Общественной палаты (ОП) по сохранению и развитию отечественной культуры. Комиссия добиваться отсрочки его принятия и подчеркивает, что до сих пор не было ни одного общественного и профессионального обсуждения документа в целом: "В очередной раз власти Москвы продемонстрировали принцип «разделяй и властвуй»… Рассмотрение по проекту генерального плана было разделено по районам, то есть специально измельчено и уведено в детали, между тем как обсуждалась градостроительная концепция мегаполиса, где все взаимосвязано и касается всех" (http://realty.mail.ru/print/news/6032.html).
При этом следует иметь в виду, что в настоящее время в мире наметилась благоприятная тенденция перехода от национальных стандартов к международным стандартам «качества продукции», которое определяется какеё«соответствие требованиям потребителя». В этой связи перед российским правительством стоит цель – превратить национальную идею качества в систему, работающую на благо нашего общества (http://www.nesq.ru/news/2008/02/13/2.html). Одной из авторитетнейших международных организаций её представляющую, является Международная Организация по Стандартизации – ISO (International Organization for Standartization), а в России — Федеральное Агентство по Техническому Регулированию и Метрологии (ФАТРиМ, бывший Госстандарт, www.gost.ru). Организацией ISO была разработана серия стандартов по качеству ISO 9000, применимых к любым предприятиям независимо от масштаба и сферы деятельности. Базовой основой стандартов ISO 9000 стал комплексный подход к управлению качеством — Total Quality Management (http://www.iso72.ru/whatis9000/new/).
4. Политэкономическая методика расчёта степени
коррумпированности сферы жилищного строительства
Проблемы взаимосвязи коррупции и экономики рассмотрены д.э.н. М. Делягиным (см. «Кто не даст обуздать цены в России?» // Комсомольская правда, 18-25.03.2010). По данным неправительственной организации «Transparency International» в 2009 году по «чистоте чиновничьих рук» лидировали Новая Зеландия, Дания и Сингапур (соответственно,1, 2 и 3 места). Россия в мировом рейтинге коррумпированных стран заняла 146-е место (из 161 возможных). Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в строительстве (http://www.ng.ru/economics/2007-10-17/4_trillion.html). Так, из политэкономии известно, что качество жилья как товара должно оцениваться показателями «стоимости» и «потребительной стоимости» (влияет на качество человеческого материала) и в этой связи оценкой эффективности управления ЖКХ будет являться степень (мера) их адекватного соотношения. В то же время менеджеры ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА (ПСК) знают, что потребительная стоимость регионального жилищного фонда оценивается на 50% vbl-best.mylivepage.ru/.)1, а прибыли инвесторов (100% и более) в разы превышают расчётную норму эффективности капвложений в несырьевой сектор экономики (12%). Стоимость квадратного метра в Москве — $6000 (сумма, «неподъемная» даже для среднего класса). По результатам исследования, проведенного журналом Metrinfo.Ru, выяснилось, что на вопрос: «Cколько должна стоить доступная 1-комнатная квартира в Москве?» — 41,3% москвичей ответили, что 1-2 млн. рублей, 23,9% - 2-3 млн. рублей. Варианты ответов «до 1 млн. рублей» явился приемлемым для 22%, а «от 3 млн. и выше» – для 12,8% респондентов. На вопрос: «Сможет ли правительство сделать жилье доступным для того, чтобы его смог купить российский гражданин?» — отрицательно ответили 63,3%, положительно — 22% и затруднились с ответом 14,7% опрошенных горожан. Их первая группа так прокомментировала свои ответы: «власть думает только о себе, она коррумпирована,она ничего не делает и ничего не умеет, слишком далека от реальной жизни, и наконец, ее цель — выжать все соки из народа». Участники исследования говорили также о несоответствии высоких цен на жилье маленьким зарплатам наших граждан (http://realty.mail.ru/print/news/5909.html).
Принимая во внимание указания Ю. Чайки, изложенное, а также другие правонарушения в строительной отрасли региона (см. статью «Комарово: проверка на доверие к власти» в газете «Тюменские известия» № 22 от 10.02.10 г.) должны в обязательном порядке отслеживаться прокуратурой в аспекте проблем экономической и урбанизационной безопасностей[2]. Косвенным доказательном отсутствия коррупции в ПСК могут служить следующие показатели его функционирования: потребительная стоимость новой массовой жилой застройки (ПЖЗ) – 80%, расчётно-нормативнаярентабельность жилищного строительства (РЖС) – 8(10)% (в 2006 году рентабельность, например, ОАО РЖД не превышала 3%). Если коррумпированность жилищного строительства выразить критерием КЖС = РЖС /ПЖЗ, то его расчёт (100/50) показывает, что таковая в 20 раз превысит её «условный норматив» (8/80). (См. также www.lahtyuk.ru/index.php?id=179 и Антикоррупционную программу Министерства строительства Ульяновской области - www.build.ulgov.ru/about/339/343.html).
[1] Из интервью с Президентом корпорации «БАРКЛИ»: «То, что московские компании-застройщики являются соперниками и жесткими конкурентами – абсолютная неправда. Большинство руководителей строительных компаний, особенно в Москве, — это люди, близкие по духу и мировоззрению, со схожей жизненной позицией. Мы — союзники, а не противники. Мы боремся не между собой, а с косностью системы, необязательностью собственного персонала, с несовершенством законов и тому подобными вещами. У нас общие противники, общие проблемы. Не то, что бы мы были как единая семья, но мы хорошо понимаем друг друга и всегда стараемся избежать конфликтов. Мы сотрудничаем, обмениваясь информацией о недобросовестных поставщиках или безответственных сотрудниках, которые подвели одну компанию и теперь могут это сделать с другой… Крупных компаний не много, и мы всегда предпочитаем не портить друг другу нервы» (http://www.barkli.ru/2007/03/05/mif_o_rentabelnosti.html).
[2] Положительный опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре (его граждане в 4 раза богаче россиян) изложен в статье В. ЦИПЛЯЕВА Чудо-остров. Чему крошечный Сингапур может научить огромную Россию // Аргументы и факты. – 2010. — № 8.