Ранее в статье «Несоблюдение дистанции до впереди идущего автомобиля. Как доказать свою невиновность – выстраивание линии защиты на примере конкретного дела», мною уже рассматривались вопросы, касающиеся порядка обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, подробно приводилась последовательность действий по обжалованию.
В данной статье я хочу остановиться конкретно на предмете доказывания, а именно проанализировать, как в практике судов менялось отношение к данной юридической категории.
В 2008 году и начал вести дела связанные с ДТП, в том числе и дела связанные с обжалованием постановлении об административных правонарушениях (далее по тексту – постановления по делам об АПН).
На 2008 год по данной категории дел судами определялся предмет доказывания практически аналогичный предмету доказывания по гражданским делам, связанным с взысканием ущерба причиненного ДТП (в части, определения лица виновного в ДТП), а именно, в процессе по рассмотрению жалоб на постановления по делам об АПН, назначались автотехнические экспертизы с постановкой соответствующих вопросов, необходимых для последующего вывода о виновности в ДТП, подробно допрашивались свидетели по обстоятельствам ДТП и т.п.
В дальнейшем в случае отмены постановления об АПН производство по делу прекращалось, так как пока шло рассмотрение жалобы, сроки привлечения к ответственности истекали. Соответственно лицо, постановление по делу об АПН в отношении которого было отменено, вновь обращалось в суд и уже в исковом порядке определялся виновник ДТП. Более того, решение по делу об АПН в таком случае не могло иметь преюдициального значения, так как в деле не принимала участия страховая компания, а соответственно суд уже в исковом порядке, повторно проводил те же самые процессуальные действия, которые ранее проводились в ходе рассмотрения дела по обжалованию постановления по делу об АПН.
В 2010 году практика судов по определению предмета доказывания изменилась, а именно, суды не стали подробно выяснять обстоятельства произошедшего ДТП (категорию вины в ДТП), а стали делать основной акцент на презумпции невиновности и нарушениях, допущенных должностными лицами ГИБДД при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях.
Например, суды в решениях по жалобам на постановления по делам об АПН стали указывать, что должностными лицами ГИБДД в ходе производства по делу не устранены противоречия в объяснениях участников ДТП, не проведена экспертиза, не установлено точное место столкновения транспортных средств (в случае если участники ДТП указали в схеме разные места столкновения), не предприняты иные меры для установления факта нарушения ПДД РФ и совершения административного правонарушения, в связи с чем нельзя признать такое постановление законным, а все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4 ст. 1.5 КОАП РФ). На данном основании и со ссылкой на положения ст. 29.10 КОАП РФ суды стали отменять постановления по делам об АПН, в которых имелись противоречия, которые не были устранены должностными лицами ГИБДД, а также не содержалось мотивированного решения по делу как того требует названная норма закона.
Таким образом, суды определили предмет доказывания, который, с одной стороны, позволял не принимать на себя функцию по установлению фактических обстоятельств произошедшего, заменяя тем самым обязанности должностных лиц ГИБДД, с другой стороны, выбранный предмет доказывания позволял судам проверить законность вынесенного постановления ГИБДД в более короткий срок, в случае выявления указанных нарушений отменить вынесенное постановление.
На сегодняшний день участие в процессах по делам об административных правонарушениях показывает, что указанная позиция судов сохраняется, и суды в большинстве случаев стараются не углубляться в анализ фактических обстоятельств ДТП, а акцентируют свое внимание на наличии либо отсутствии нарушений требований КоАП РФ, допущенных при производстве по делу, а именно, таких нарушений как наличие неустранимых сомнений (презумпция невиновности ч.4 ст. 1.5 КОАП РФ), проверка соблюдения установленного порядка привлечения к административной ответственности (ч.1 ст. 1.6 КОАП РФ), отсутствие мотивированного решения по делу (п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КОАП РФ), что, к слову, встречается очень часто, так как сотрудники ГИБДД зачастую не утруждаются мотивировать вынесенные постановления.
Соответственно, правильно определив предмет доказывания по делам, связанным с обжалованием постановлении по делам об административных правонарушениях, можно добиться более лучших результатов при их рассмотрении.
В качестве примера привожу одно дело, в котором постановление по делу об АПН было отменено как раз по основаниям, указанным выше, а производство по делу прекращено. Кому интересно, можно почитать судебный акт и проанализировать вышесказанное и содержание решения суда.
На основе проанализированного предмета доказывания мною была написана статья «Нарушение правил маневрирования. Как грамотно составить жалобу».
Желаю успехов в защите своих прав и законных интересов!
Добавлено: 13:13 29.09.2022