На этапе зарождения автотехнической экспертизы заслуженными людьми, как пример, участник ВОВ, фронтовик, Николай Михайлович Кристи, и другими энтузиастами, в том числе и заслуженными юристами, была создана нормативная база и терминология.
С учётом реалий того времени и степени научно-технического прогресса сформирована компетенция: круг решаемых задач.
Поскольку эта деятельность кроме как государственной, иной быть не могла, то были очерчены чёткие границы.
Сегодня, когда экспертиза стала негосударственной (то есть народной) и научно-технической прогресс, а соответственно и сознание людей, продвинулись далеко вперёд, для неё необходим как минимум капитальный ремонт, а как максимум перестройка.
Здесь при понятии «народная» следует отметить два критерия:
- «эксперт» – это не профессия, а разовый (на срок дела) процессуальный статус (в государстве же ещё и совмещаемый с должностью);
- «судебная экспертиза» – это не бизнес от фирмы с торговой вывеской, а ремесло способного человека с Именем вне зависимости от его места трудовой деятельности.
Взаимодействие государства с народом естественно и это новое взаимодействие заставляет думающих, имеющих ответственность и меру, изучать, а что же там, в государстве, определено.
Термин «место ДТП», то есть местность в границах объектов, имеющих к нему отношение и ставших его следствием (следами), корректен, поскольку представляет собой географическое положение.
Термин же «место столкновения, наезда» необходимо исключить из сферы расследования ДТП, поскольку он не действителен, а только родившись в чьей-то голове в виде крестика со слов запутывает сознание людей, принимающих решения.
Поэтому схемы осмотра с крестиками приемлемы только для страховых компаний, поскольку всего лишь иллюстрируют принятое решение на месте.
Но когда ДТП с более серьёзными последствиями требует РАССЛЕДОВАНИЯ с привлечением к нему иных людей, кроме выездного уполномоченного, крестики на схемах недопустимы, поскольку при осмотре места происшествия фиксируется объективная вещная обстановка, на основании которой инженер восстановит картину события и передаст дальше людям, принимающим процессуальные решения.
По факту же получается, что в делах по утрате человеческой плоти, применяется тот же подход, что и при утрате металла, стекла и пластика.
А это говорит о том, что для кого-то чужая (только на своя, упаси бог) человеческая плоть и «железо» равноценный товар.
Рассмотрим конкретное ДТП, произошедшее в г. Омске в час пик вечерней сентябрьской пятницы.
Нерегулируемый перекрёсток со второстепенным примыканием.
С примыкания водителю остановившейся перед проезжей частью главной дороги Тойоты нужно было повернуть налево.
С её слов она увидела слева приближавшуюся Газель с включённым правым сигналом поворота и решила подождать (убедить себя), что Газель поедет туда, куда показывает.
Выбрав момент, начала манёвр и вдруг слева ощутила удар в автомобиль и ветровое стекло.
Выйдя через правую дверь, увидела справа от автомобиля на встречной полосе главной дороги лежащего мотоциклиста, а слева от автомобиля лежащий на боку мотоцикл.
По какой-то случайности, в городских условиях, у водителей, проезжавших мимо события, не оказалось видорегистраторов, как и камеры над перекрёстком, покольку он совсем не центральный.
Далее как обычно, осмотр, судмедэкспертиза, определившая тяжкий вред, и следственные действия.
Следователь выполнил свои обязаности в полной мере: подробно опросил тех, кто «видел» (сВИДЕТелей), поработал с людьми на месте, назначил экспертизу.
В результате проверки было вынесено соломоново решение об отказе в ВУД на основании того, что следствие проведено в полном объёме и решить о том, кто понесёт ответственность в совершении даннного ДТП не получается, по причине двух отработанных версий: либо водитель Тойоты не уступила дорогу, либо мотоциклист перед столкновением двигался по встречной полосе.
Далее человек (водитель мотоцикла после 2 лет восстановления своей плоти и костей и не до исходного состояния) подал гражданский иск о моральном ущербе.
Первая экспертиза по уже гражданскому делу результатов не дала, но создала мнение о том, что версия о выезде мотоциклиста на встречную полосу как-то не очень.
Далее суд, по ходатайству представителей водителя Тойоты, предварительно получив гарантийное письмо (оферту), назначил повторную (по тем же вопросам) экспертизу мне.
Изучив полученное Дело и приложенный к нему Материал, стало ясно, что Камнем Преткновения стало следующее фото в Материале следственной проверки:

на которое отреагировали как следователь, гос. эксперт, а соответственно и прокурор.
Как «собаки Павлова».
Я конечно, виню себя за такое сравнение, но это первое, что приходит на ум, когда налицо реакция на внешний раздражитель.
Гос. эксперт в своём заключении не привёл каких-то логических построений и суждений на основе науки, а на основании своего 30-летного стажа, вставив по шаблону цитаты из методик, «дал совет», приведя графически положение ТС в момент удара (я думаю, что примерно так), которое указывает на манёвр мотоцикла на встречную полосу после «возникновения опасности».
Привожу своё заключение, которое было положено в основу решения по гражданскому делу, иск был удовлетворён.
Но это решение суда произошло непросто.
Пришлось долго отвечать на «вопросы сторон» в судебном заседании, в ходе которого были приложены значительные энергетические затраты на «убеждение» судьи и прокурора в отказе от крестика.
Прим. Был как-то случай из моей практики: когда судье принесли на предварительное заседание схему с дорогой и автомобилями, она спросила: «А где крестик? Как я приму решение?». Ей ответили, что неплохо бы назначить автоэкспертизу. Впоследствии я спас эту милую женщину, выдав заключение с категорическими выводами.
С уважением к читателю,


Уважаемый Виталий Зиновьевич, спасибо за интересную статью и экспертное заключение, которое показалось мне вполне достоверным, но хотелось бы увидеть мнение других экспертов, поскольку я всё-таки не специалист в этой области.
Уважаемый Виталий Зиновьевич, человеческий материал (какое грубое слово) и материал неодушевлённый точно не могут быть равноценными.
Это хорошо усвоил ещё со времён студенчества. По криминалистике у меня была тема «КЭМВИ — криминалистическая экспертиза материалов, веществ, изделий».
Уважаемый Виталий Зиновьевич, в Вашем Заключении отсутствуют привязка по габаритам ширины Газели («ГАЗель NEXT». Стандартный бортовой грузовик: длина кузова — 3090 мм, ширина кузова — 2078 мм; «ГАЗель Бизнес» (ГАЗ 3302), «ГАЗель Фермер» (ГАЗ 33023): ширина по внешним бортам — 2098 мм; «ГАЗель Фургон» (ГАЗ 2705). Ширина грузового отсека — 2975 мм) и мотоцикла BMW F800R (Д х Ш х В = 2145 х 860 х 790 мм) относительно их расположения на полосе движения с учетом обеспечения безопасного бокового интервала при движении в попутном направлении. Из габаритов ширины «Газели» и мотоцикла в сумме ширина их составляет в пределах от 2,94 м до 3,86 м. Ширина полосы движения в попутном направлении «Газели» (какой модели не указано) и мотоцикла BMW F800R из изображения 11 составляет 3,9 м, то тогда для «Газели» и мотоцикла обеспечение безопасного интервала от края проезжей части до линии дорожной разметки 1.1 в сумме составит 0,96 до 0,04 м.
↓ Читать полностью ↓
При этом минимальный безопасный боковой интервал для обеспечения безопасности движения между «Газелью» и мотоциклом при движении ими в попутном направлении с максимально допустимой скоростью 60 км/ч в населенном пункте в соответствии Методиками по САТЭ составит около 0,9 м по расчетов Методик под авторами Кристи Н.М. от 1971 г., Иларионова В.А. от 1980, ч. 2, Пучкина В.А., Евтюкова С.А. и др. авторов. При этом от края проезжей части полосы движения и от линии дорожной разметки 1.1 на одной полосе движения «Газели» и мотоциклом также должен соблюдаться безопасные боковые интервалы в пределах около 0,6 м при движении со скоростью 60 км/ч. Эти безопасные боковые интервалы от края полосы движения, от линии дорожной разметки 1.1 и между «Газелью» и мотоциклом, обеспечивающие безопасность дорожного движения, Вы в своем Заключении не проиллюстрировали и в расчетах не учли. Я бы поставил под сомнение, что водитель мотоцикла в данной ДТС мог безопасно двигаться по своей полосе движения, т.к. при маневре поворота направо «Газелем» его габаритная крайняя задняя левая точка кузова с учетом его габаритной длины по траектории движения смещалась в сторону встречной полосы и этим самым создать не безопасный боковой интервал для водителя мотоцикла при объезде последним «Газели» на одной полосе движения.
Уважаемый Николай Николаевич, дело в том, что мотоцикл ехал за Газелью а не сбоку от нее
Уважаемый Виталий Зиновьевич, тогда развития ситуации ДТП по этой версии Вы описали в своем Заключении безукоризненно!
Вопрос стоял только был ли он на встречке или нет
Заключение в части определения траектории движения мотоцикла, скорости понравилось мотивированностью и поэтапным раскрытием вопроса. Не понятен ответ на вопросы, связанные с ПДД. Зачем так пафосно и сложно ответили, что определение того, кто-что должен соблюдать и кто-что нарушил являются правовыми вопросами.:D
Уважаемый Владимир Юрьевич, спасибо. ;)