Прежде всего давайте определимся с терминологией и будем считать, что под термином: «кавер-версия» мы понимаем исполнение какой-либо песни другим исполнителем — перепевку.
Создание кавер-версий — это творческий процесс, но помимо прав нового исполнителя, он напрямую затрагивает интересы авторов оригинальных произведений.
Закон охраняет права создателей музыки (ст. 1225, 1263, 1313, 1316 ГК РФ).
Каверы песен часто имеют коммерческую ценность — обычно исполнитель зарабатывает на кавере (например, через концерты, монетизацию на видеосервисах), при этом автор (исполнитель) оригинала имеет право на вознаграждение.
В России, вопросами сбора вознаграждения авторам обычно занимается РАО (Российское авторское общество), которое распределяет роялти между правообладателями. Игнорирование этих правил может привести к штрафам или исковым требованиям. На сайте РАО есть специальные реестры, по которым можно проверить, установлено ли авторство на конкретное произведение.
Нужно ли разрешение создание и/или исполнение на кавер-версии песни
В чем разница между плагиатом и кавером:
Кавер — легальное исполнение или перезапись чужой песни с указанием автора оригинала. Необходима лицензия, если осуществляется коммерческое использование произведения.
Плагиат — присвоение чужой музыки, текста без указания автора, произведение выдается «за свое». Нарушает авторские права и влечет судебные иски.
Когда разрешение на исполнение кавера не нужно (ст. 1273 ГК РФ):
музыка / текст используется в личных целях и не преследует коммерческих целей (пение дома с друзьями или в караоке);
в учебных целях (на уроках музыки, но не на концерте);
по истечению срока охраны авторских прав.
Если кавер исполняется в баре, клубе, на концерте и заведение заключило договор с РАО и платит лицензионные платежи, то кавер исполняется законно (ст. 1317 ГК РФ). Разрешение потребуется для записи, продажи кавера, использования музыки в кино, рекламе или сериале и т.д. (ст. 1326 ГК РФ).
Исключительное право на произведение защищается ст. 1301 ГК РФ. В рамках этой статьи размер штрафа может доходить до 5 млн. рублей. За плагиат возможна уголовная ответственность по ст. 146 УК РФ.
Выводы и рекомендации авторам и исполнителям кавер-версий известных песен — когда исполнение каверов не является нарушением
- Исполнение песен перешедших в категорию общественного достояния, то есть если после смерти их авторов / исполнителей прошло более 70-ти лет.
- Исполнение песен исключительно в личных целях, например дома, в кругу семьи, но размещение аудио/видео роликов в социальных сетях с большой долей вероятности может оказаться поводом для предъявления претензий со стороны авторов.
- Публичное живое исполнение в некоммерческих целях на различных утренниках, конкурсах самодеятельности, благотворительных мероприятиях в образовательных учреждениях, медицинских организациях, учреждениях оказывающих социальные услуги, учреждениях уголовно-исполнительной системы и т.п.
- Публичное исполнение производного произведения, созданного в жанре пародии.
Во всех остальных случаях, лучше получить согласие (разрешение, лицензию) авторов на публичное исполнение их песен чтобы в последующем избежать конфликтов и претензий правообладателей и в конечном счёте, спокойней и выгоднее самостоятельно (например на основании договора с РАО) производить авторские отчисления, чем выплачивать авторам компенсацию на основании решения суда.
P.S. Уважаемый читатель, эта статья рассчитана в первую очередь на профессионалов юриспруденции, и если Вы являетесь профессионалом в какой-то другой области, вероятность того, что Вы ошибаетесь в юридической квалификации собственной ситуации крайне велика. Не рискуйте, не переоценивайте свои возможности, и не занимайтесь «самолечением» — обращайтесь за помощью к профессионалам.


Уважаемый Иван Николаевич, неожиданный взгляд на обычное развлечение (wasntme)
Получается, что зайдя в караоке-бар и спев там какую-нибудь песню, сразу становишся нарушителем авторского права? :(
Уважаемый Дмитрий Николаевич, не всё так уж мрачно ;)
Во-первых — если в караоке используется профессиональное оборудование и лицензированное программное обеспечение (а обычно в таких заведениях не используют пиратские версии), то отчисления авторам/исполнителям оригинальных произведений уже заложены в стоимость лицензии таких заведений и беспокоиться не о чем.
Во-вторых, многие из популярных в караоке песен уже перешли в категорию общественного достояния и за их исполнение никаких отчислений не требуется.
Ну и в третьих — необходимо учитывать цели исполнения — личные/коммерческие, а так же степень публичности исполнения, и от этого тоже зависит нужно ли отчислять роялти авторам/исполнителям оригинальных произведений ;)
Уважаемый Иван Николаевич, спасибо за разъяснение! Действительно, не так уж всё и страшно :)
Уважаемый Иван Николаевич, тонкая грань между плагиатом и кавером.
Большинство развивающихся музыкантов, которые используют для своего продвижения соц. сети, при исполнении «кавер-версий» указывают на автора и дополняют переработанное произведение названием, примерно так: "....cover-version by...". Этот способ защищает только от риска обвинений в плагиате, а исполнителю кавер-версий необходимо получать согласие автора. Верно?
Уважаемый Станислав Георгиевич, указание на авторов оригинального произведения спасает только от обвинений в плагиате, но не от обязанности отчислений авторам. Впрочем, у этого правила есть множество исключений и нюансов, и с каждым случаем нужно разбираться индивидуально ;)
Как всё интересно! А вот вопрос — у певицы Максим есть песня «Знаешь ли ты..», которая часто исполняется на стадионах в качестве неофициального гимна «Спартака». И вот когда 60 тысячный стадион (зрители) хором подпевают певице, исполняющей гимн (и получающей за это деньги, то есть в коммерческих целях) — это зрители нарушают АП или наоборот :)?
Уважаемый Михаил Михайлович, хороший вопрос! (rofl)
Только в этом случае, «подпевание» известному исполнителю не является самостоятельным исполнением (произведением) и ничего не нарушает ;)
Уважаемый Михаил Михайлович, в данном конкретном случае существует соглашение между Спартаком (ФК, ХК) и исполнителем. Певица сама болеет за клуб и очень рада такому продвижению)
Уважаемый Иван Николаевич, люблю Кавер-Радио Шоколад.
Уважаемый Иван Николаевич, очередная, интересная статья «просто о сложном» никогда не думал, что есть такие различия :) Вот по этому важно вовремя обращаться к профильному специалисту за консультацией, а не бегать к первому человеку у кого на двери надпись «адвокат» (хотя он скорее всего кроме некоторых уголовных статей мало что знает) и спрашивать такие сложные вещи об интеллектуальном праве…
Уважаемый Михаил Меликович, проблема и сложность работы с интеллектуальными правами в том, что мало кто вообще может отличить вид охраняемого права в конкретной ситуации, а допустив ошибку на старте, все последующие выводы оказываются очень далёкими от реальности.
В этой сфере совершенно недостаточно поверхностных знаний и простого «примеривания» норм ГК к конкретной ситуации, в этих вопросах нужно разбираться с полным погружением… или вообще в них не лезть ;)
Уважаемый Иван Николаевич, это все очень интересно.
Однако...
Как правило, когда певцы (исполнители) удачны, успешны и востребованы, у них начинается звездная болезнь.
Когда неудачны, не успешны и не востребованы, у них начинаются запои и суициды.
Уважаемый Андрей Валерьевич, творческими людьми всегда было, есть и будет очень сложно работать, поскольку они либо «звездят», либо пребывают «в печали», и им сложно понять что у них пытается выяснить и что рекомендует какой-то юрист, ничего не понимающий в их таланте (giggle) (smoke)
Уважаемый Иван Николаевич, насколько я понял, криминал это перепевка в коммерческих целях, например исполнение в торговом центре, а если в политических, например на митинге Единой России?
Уважаемый Дмитрий Борисович, мне даже как-то сложно представить себе исполнение каких-ибо песен на политических митингах, ну разве что интернационал хором спеть… так ведь это сейчас не актуально... (smoke)
В любом случае, я бы рекомендовал держаться подальше от любых политических певунов, особенно на митингах :x (giggle) :P
Уважаемый Иван Николаевич, эх… общество в котором защищены авторские права....
Помнится в 80-е сплошь нарушались авторские права, кто то кавер версии исполнял, кто то тупо копировал и подражал. Сплошные нарушения от кабака до свадьбы.
Уважаемый Алексей Вячеславович, в 80-е и 90-е много чего нарушалось совершенно безоглядно, да и сейчас ещё некоторые производители лепят чужие лейблы на свои поделки, и по стране до сих пор кочуют «двойники» различных артистов, но ведь это остаётся безнаказанным только до того момента, когда у кого надо до них руки не дотянутся ;)
Уважаемый Иван Николаевич, я к тому что никто не задумывался и не предполагал. Сколько самодеятельных музыкантов оценивались не по доморощенным «хитам», а по качеству
исполненияподражания хитам популярных групп! Исполнять на танцах или подобных мероприятиях свое видимо запрещалось отделом идеологии без предварительной проверки.просто и понятно 8-| полезные разъяснения 8)…
Некоторое время назад, посетив в очередной раз, одно из выступлений кавер группы, состоявшемся в баре (т.е. очевидно не личные, а коммерческие цели были у музыкантов)..., почему-то пару раз мысль о том, а не нарушаются ли права авторов,… у меня промелькнула… Видимо, влияние юридической практики, просто не позволяет не смотреть практически на «фсё» через призму «права и обязанности»....:?
Уважаемый Иван Николаевич, именно в наше время, особенно последние 3 года, очень много в городах появилось групп, которые устраивают в барах концерты, трибъюты западных групп, которые с исками о правах не доберутся, да и будет «много чести», если владельцы и исполнители решат посудиться с этими небольшими местными группами. Поэтому, в 90 % таких случаев судебных разбирательств не будет.В Советские годы, много советских песен стало народным достоянием, которые, как потом выяснилось, были заимствованны у западных исполнителей… Тоже прошло все без судов, хотя права иногда покупались, просто об этом не писали и не говорили на ТВ.
Уважаемый Михаил Викторович, сейчас действительно многие практически безоглядно
воруютисполняют разные иностранные хиты, поскольку вероятность их судебного преследования иностранными правообладателями крайне мала, в силу особенностей международной обстановки.Однако, если объектом копирования оказывается произведение российских правообладателей, вероятность нарваться на серьёзный иск многократно повышается и экспоненциально растёт вместе с ростом популярности / известности таких «копировщиков», поэтому, на определённом этапе, оказывается дешевле и спокойнее договориться об отчислениях, чем платить компенсацию по решению суда ;)