Причем вывод об отсутствии в деянии признаков состава мошенничества делается оперуполномоченными зачастую без опроса лиц, присвоивших денежные средства потерпевших.
Показательна в этом смысле история моего доверителя, назовем его гражданином А., который за долгие годы своей трудовой деятельности накопил на престижный автомобиль «Мазда».
Не так давно в г. Калининграде существовал автомобильный салон ООО «ЛюксАвто», который продавал населению японские автомобили.
Схема работы довольно проста: автосалон приобретал автомобили в Москве у одного из официальных дилеров компании «Мазда» по мере появления «выгодных для приобретения автомобилей» (в некоторых случаях дилеры продают некоторые модели по сниженым ценам), а клиентам говорилось, что автомобиль пригонят специально под их заказ.
С граждан, изъявивших желание заказать автомобиль, принималась предоплата в размере от 30 до 100% стоимости автомобиля. Нескольким счастливчикам повезло, они стали обладателями новеньких автомобилей.
Моему доверителю не повезло, как позже выяснилось не одному ему. Он внес 50% стоимости автомобиля и не получил в итоге ни автомобиля, ни денег.
Генеральный директор систематично откладывал срок поставки автомобиля по различным предлогам, а затем «пропал». Обманутый автолюбитель отправляется в ОБЭП с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту мошеннических действий.
А ему в ответ – отказ. Причем в ходе первой проверки по сути никакой работы проделано не было.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что в ходе проведения проверки опросить генерального директора ООО «ЛюксАвто» гражданина Н. не удалось, так как фактическое местонахождение последнего не известно.
И далее следует блестящая формулировка: «Принимая во внимание, что в собранных материалах имеются достаточные данные, указывающие на отсутствие признаков состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, руководствуясь ………постановил: отказать в возбуждении уголовного дела».
Из приведенной выше формулировки представляется, что оперуполномоченный всеми своими силами, а точнее своим полным бездействием, старался «накопать» достаточное количество материалов, которые указали бы на отсутствие признаков преступления в действиях генерального директора автосалона.
Несколькими месяцами позже мой доверитель получает уведомление от и.о. дознавателя ЛОВД на водном транспорте (?!) о том, что материалы по его заявлению присоеденены к другим подобным материалам, из которых следует, что таких обманутых автолюбителей как минимум три.
И общая сумма незаконно присвоенных денежных средств генеральным директором автосалона «переваливает» за 2 млн. рублей. Причем здесь ЛОВД на водном транспорте для меня остается загадкой. Так вот, проведена проверка материалов по трем эпизодам незаконного присвоения денежных средств и снова — отказ в возбуждении уголовного дела по ст.159 УК РФ.
На этот раз следствие потрудилось опросить бухгалтера, которая заявила, что не помнит «потерпевших», как собственно и то, куда «ушли» их деньги.
Опросить же генерального директора автосалона снова не получилось. Причем формулировка звучит как насмешка над обманутыми гражданами: «На момент проверки дверь в квартиру никто не открыл. Принятыми мерами установить местонахождение гражданина Н. не представилось возможным.
И далее следует потрясающий вывод: «Принимая во внимание, что без объяснения гр.Н. невозможно сделать вывод о наличии в его действиях умысла направленного на хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием» постановил отказать в возбуждении уголовного дела по заявлениям граждан.
Что делать в такой ситуации?
Как заставить нашу доблестную полицию, найти сбежавшего генерального директора автосалона и выяснить его истинные намерения. И уже тогда, когда он все расскажет «как на духу» у правоохранительных органов появится основание возбудить в отношении него уголовное дело по признакам мошенничества.