«Прыжок в уходящий вагон поезда».
История о том как важно, с первого же момента, с первого объяснения или допроса, пользовался помощью адвоката.
Ранним утром, в разгар прохладного Московского лета меня разбудило смс-сообщение: «Иланд доброе утро, меня зовут «.......», мне ваш номер дал ваш приятель «......», нужна ваша помощь». Я набрал этот номер. Оказалось, что смс- сообщение, написал один парень, чью девушку задержали сотрудники отдела полиции по району Марьино Москвы.
Она училась на юридическом факультете в Москве (ВУЗ указывать не буду, но достаточно известный). Студентка решила подзаработать продажей «волшебных бобов для похудения женщинам. Но она не знала, что в этих «волшебных бобах» содержится сильнодействующее вещество «сибутрамин», оборот которого уголовно- наказуем. ст. 234 УК РФ.
Незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся “наркотическими средствами” (наказывается до 3 лет лишения свободы), в крупном размере (максимальная мера наказания — лишение свободы до 8 лет).
По всей видимости девушка продавала их через соцсети. На неё «вышли» оперативники и решили провести проверочную закупку. Для этого привлекли женщину в качестве закупщика, вручили ей «помеченные» денежные купюры. Сделка состоялась, девушка была задержана и привезена в отдел полиции поздно вечером.
Пока шло оформление, проводилось экспертное исследование «волшебных бобов», опрашивались понятые при закупке, сама закупщица, сотрудники и уже под утро — опросили саму девушку. Опрос или объяснение очень похож для непосвящённых людей на допрос.
Главное отличие в том, что опрос проводился до возбуждения уголовного дела. И не является доказательством, но часто даёт повод и основания для возбуждения дела. При даче объяснения человеку не разъясняют права подозреваемого.
Не разъясняют, что его показания могут быть доказательством даже если он потом от них откажется и многое другое. Например, опрос как бы дополняет картину и отношение человека к произошедшему. Есть ли у него умысел например или нет.
Множество уголовных дел возбуждают следователи, именно обращая внимание на то, что пояснил потенциальный будущий подозреваемый во время опроса. Какое объяснение в итоге подписал.
Ситуация проходит своеобразный барьер, за которым, после возбуждения дела, правоохранительная машина делает все, чтобы смять человека, затолкать, образно говоря, уголовное дело в суд.
Следственные подразделения очень редко прекращают дела за отсутствием состава преступления или недоказанностью. Логика такая: «прокуратура не даст, начальник не позволит, мы возбудили, как можно прекратить?».
Когда я приехал в отдел полиции, все уже шло к возбуждению дела. Осталось вынести постановление и номер дела присвоить. Девушка уже была опрошена и самое страшное для неё, она дала ответ, который напечатал следователь, что «вину она признаёт, раскаивается».
Бредовая формулировка, так как, человек не может отвечать на такой вопрос до предъявления обвинения, я считаю. Но следователи очень любят это печатать когда надо и не надо.
Все было понятно, что если дело возбудят по ст. 234, тем более по части 3, его будут направлять в суд, а суды у нас выносят такой низкий процент оправдательных приговоров, что говорить о проценте не приходится. Это количество ещё меньше. В перспективе у девушки судимость и исключение из ВУЗа.
Когда я ехал туда, и узнал от неё, что произошло, сразу поискал в Яндексе, что же это за «волшебные бобы». Оказывается они продаются, под видом легальной продукции как средство для похудания. Я показал ей список сайтов и ссылки на них.
Поэтому мы сразу заявили, что хотим дать новое объяснение. Такое, что Умысла на сбыт сильнодействующих веществ у неё не было. Она считала их только средством для похудания.
Прошлое объяснение девушка дала ночью, без консультации адвоката, текст перед подписанием, она не читала внимательно, позвонить ей разрешили только под утро.
Более того, я попросил проверить, законность самой закупки и заявил ходатайство о запросе входящих звонков на номер девушки со стороны закупщицы (названивала несколько дней и фактически провоцировала ее. Оказывается девушка просто избавилась от партии таблеток, так как ей они были уже не нужны, и хотела возместить свои расходы).
В итоге, после нового объяснения, данного в моем присутствии, в возбуждении уголовного дела было отказано, в связи с отсутствием состава преступления.
⠀