Действительно, особенности нашей страны – её обширная территория, уже давно подталкивают избирательную систему Российской Федерации к преобразованию. В том числе, к устранению преград при осуществлении народом права на волеизъявление при проведении референдумов.
Конституцией РФ в ст. 32 признано право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Данные права закреплены за гражданами основным законом России, однако, не эффективная, сложная, неповоротливая и, наконец, коррупционная избирательная система делает использование этих прав затруднительным.
Между тем, право на свободу передвижения и право на участие в выборах граждан России являются незыблемыми правами, реализация которых лежит в основе демократического режима и федеративной формы государства. Иными словами именно создание государством правовых условий для законного использования гражданами указанных прав является показателем уровня развитости демократии той или иной страны.
В настоящее время частью 6 ст. 27 Федерального закона № 19-ФЗ от 10.01.2003 «О выборах президента Российской Федерации» установлен следующий порядок голосования отсутствующих по месту жительства граждан: избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации.
Таким образом, законодательно установлено, что проголосовать не по месту своего жительства гражданин может только при предъявлении паспорта и открепительного удостоверения. Так, чтобы проголосовать, гражданину необходимо заранее в участковой избирательной комиссии по месту жительства получить открепительное удостоверение, по предъявлении которого в дальнейшем он сможет сделать свой выбор.
Однако множество людей не получают открепительные удостоверения, а значит в итоге и не голосуют, по различным причинам. Так, люди уезжают в другие регионы задолго до выборов и не имеют возможности получить открепительное удостоверение, в силу отсутствия времени не успевают его получить, рассчитывают вернуться до проведения референдума и, наконец, просто ленятся. Между тем это десятки, сотни тысяч и миллионы голосов.
Я уверен, явка избирателей выросла бы в разы, если бы избирательная система была бы немного упрощена.
Озвученная В. Горбуновым идея о введении «книжек избирателя» является вполне рациональной и действенной: во-первых, с точки зрения экономии государственных средств, а во-вторых с точки зрения удобства для избирателя.
Между гражданином и его правом не должно быть никаких бюрократических преград. Гражданин при реализации права должен лишь подтвердить, что он гражданин и предъявить именной документ, где бы производились отметки об использовании права с целью недопущения злоупотребления гражданами таким правом (повторное голосование).
С уважением, Дмитрий Ефремов.