Данный факт беспрецедентен. Параллельно расследованию уголовного дела ведутся гражданские процессы по взысканию денежных средств. В настоящее время в первой инстанции уже вынесены решения, к обжалованию которых нами приняты соответствующие меры.
После возбуждения уголовного дела не последовало ни одного вызова для проведения следственных действий. Мною осуществлен выезд в республику, где был передан ордер на защиту Баскаевой Т.И. лично следователю, уведомление с указанием контактных данных для направления корреспонденции и ходатайство о прекращении уголовного дела, в котором подробно была изложена наша позиция (Ходатайство можно посмотреть по в приложениях).
А позиция наша ничем не отличается от объективно сложившейся ситуации и полностью подтверждается наличием соответствующих документов.
Баскаева Т.И. представляла интересы сотрудников МЧС – участников осетино-ингушского конфликта 1992 года по обеспечению выплаты дополнительных денежных компенсаций, льгот и гарантий в соответствии с Законом РФ № «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях ЧП и при вооружённых конфликтах». На момент начала работы невыплаченными оставались полевые суточные в тройном размере за выполнение задач в зоне вооружённого конфликта.
После того, как адвокат безуспешно прошла все судебные инстанции в России было принято решение обратиться в Европейский суд по правам человека, где 19.02.2013 и было вынесено постановление о взыскании с Российской Федерации суммы справедливой компенсации убытков в общей сложности на сумму 1 129 998 евро, компенсация морального вреда по 2 000 евро каждому заявителю и издержки 2 000 евро всем заявителям вместе.
Учитывая, что Баскаевой Т.И. были выписаны нотариально-заверенные доверенности с правом получения присужденных сумм, денежные средства были перечислены на ее счет. Началась выдача денежных средств людям. При выдаче с каждым конкретно обсуждался вопрос по оплате услуг за проделанную на протяжении 6 лет работу, которая ранее никак не оплачивалась.
Соглашениями предусматривалось 15% от присужденной суммы. Большая часть людей, получая то, что уже никогда не рассчитывали получить, конечно были рады и щедро оплачивали услуги адвоката.
Часть – посчитала по-иному и обратилась в правоохранительные органы с сообщением о том, что Баскаева Т.И. выплачивает им не всю сумму, присужденную высшей европейской судебной инстанцией. Налицо гражданско-правовые отношения, однако следственные органы внесли свою изюминку.
В итоге, в объяснениях лиц появились такие моменты как «Баскаева Т.И. сообщила нам, что мы можем допустить ошибку при указании своих банковских реквизитов и просила подписать незаполненный бланк» вот оно и мошенничество и обман, и уголовное дело (в отсутствие, правда, хоть одного доказательства).
Проблема для следствия заключается только в том, что Баскавой Т.И. направлялись заявления о перечислении денежных средств в Минюст исключительно за своей подписью с приложением доверенностей, которыми были предусмотрены соответствующие полномочия.
Следует отметить, что уголовное дело появилось через месяц после первого искового заявления о взыскании с Баскаевой Т.И. денежных средств. В рамках данного гражданского дела в целях обеспечения иска на сумму 3,9 млн. рублей был наложен арест на денежные средства в размере 26 млн. рублей, перечисленных Минюстом вторым траншем. Выдача денежных средств, конечно, остановилась. Затем последовало еще 21 исковое заявление.
По всем гражданским делам действует один и тот же представитель, к которому любезно отправляли людей после вызова в СК.
Пока рассматривались гражданские дела Баскаеву Т.И. не трогали и еще раз повторюсь ни разу не вызывали на допросы. Задача уголовного преследования была выполнена – Баскаева Т.И. в рассмотрении дел не участвовала. Однако, когда рассмотрение было окончено вынесением судебных актов, которыми исковые требования были удовлетворены в полном объеме, нами были поданы апелляционные жалобы.
Вот здесь опять понадобилась помощь следствия.
Суть жалоб сводится к одному – дела рассмотрены с грубейшим нарушением правил подсудности. Местом жительства Баскаевой Т.И. является Московская область. 23.10.2013 жалобы сданы в Советский районный суд г. Владикавказа.
25.10.2013 Баскаевой Т.И. позвонил на сотовый телефон следователь следственного комитета по г. Пушкино и пояснил, что из республики Северная Осетия поступило поручение о допросе в качестве подозреваемой и нам необходимо прибыть для проведения указанного следственного действия.
26.10.2013 мы прибыли в СК, дали показания, после чего Баскаева Т.И. также по поручению была задержана и помещена в изолятор временного содержания, где просидела двое суток, однако к большому разочарованию следователя судом арестована не была.
При изучении процессуальных документов в СК мы с удивлением узнали, что Баскаева Т.И. находилась в федеральном розыске (при этом на задержание она пришла своими ногами). После освобождения в Москву прибыли оперативные работники МВД по республике Северная Осетия-Алания уже с постановлением о принудительном приводе подозреваемой, однако Баскаева Т.И. находилась в больнице (в какой именно им не сообщалось) и выехать не смогла.
Последовательность данных событий позволяет предположить, что действия следственных органов направлены на предоставление Баскаевой Т.И. нового места жительства – в следственном изоляторе г. Владикавказ, чтобы исключить при рассмотрении дел в апелляционной инстанции нелепые требования адвоката о рассмотрении гражданских дел надлежащим судом, право на который предусмотрено ст. 47 Конституции России, а попутно отбить у адвоката желание обращаться в европейские инстанции по поводу «тихих» дел маленькой, но гордой республики.
На сегодняшний день в ЕСПЧ рассматривается еще более 170 дел по ее заявлениям.