
Жертвами российского правосудия на это раз были признаны пять граждан РФ: братья Иван и Виктор Лагутины (жалобы № 6228/09 и 19123/09), Семенов (жалоба № 19678/07), Шляхова (жалоба № 52340/08) и Зверян (жалоба № 7451/09).
Всех заявителей объединяет то, что все они подверглись провокации на совершение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков со стороны наших доблестных, но до сих пор зачастую «невменяемых», правоохранительных органов.
Jus nudum (Голое право) — так в древнем Риме называли право лица хоть в законе и закрепленное, но не защищаемое преторами.
Лично для меня это Постановление ЕСПЧ представляет интерес не столько правовыми позициями выраженными в нем, поскольку мы их и так знаем из дела «Ваньян против РФ» и других, сколько Особым мнением двух Судей ЕСПЧ: Пауло Пинто де Альбукерке (Португалия) и Дмитрия Ивановича Дедова (Российская Федерация).
Об Особом мнении
Мало того, что эти двое Судей согласились с общим мнением Судей ЕСПЧ о наличии провокации и необходимости присудить компенсацию в размере по 3000 евро каждому, так они пошли еще дальше и выразили следующие соображения по поводу рассматриваемых жалоб.(Привожу не дословный перевод, а результат собственного осмысливания)



Согласитесь, что данные правовые позиции, хоть и очевидны для правомыслящих юристов, но безусловно являются своего рода посланием нашим законодателям, о необходимости внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также нашим судья, о надлежащем правоприменении при отправлении правосудия.
Процессуальный аспект критерия «справедливый суд» (ч.1 ст.6 ЕКПЧ)
ЕСПЧ постановил, что на национальные суды ложится обязанность исследовать фактические обстоятельства (доказательства) по каждому заявлению подсудимых о провокации, даже в тех случаях, когда в деле отсутствуют такие доказательства.В делах заявителей имелись их заявления о том, что вменяемые им преступления не были бы ими совершены, если бы не провокация со стороны правоохранительных органов и их «агентов».
Вместо того, что бы истребовать и исследовать дела оперативного учета, суды ограничились голословными показаниями оперативных сотрудников о том что у них имелась информация, из источника не подлежащего разглашению, о том, что подсудимые и ранее занимались сбытом наркотиков.
На основании этих показаний суды заключили, что для ОРМ имелись достаточные основания. ЕСПЧ решил, что наличие «достаточных оснований» для ОРМ не может быть презумируемо, а подлежит доказыванию по правилам национального процессуального закона.
В этом постановлении ЕСПЧ есть еще много интересного для профессионалов и всех тех, кто так или иначе занимается правозащитой по уголовным делам и в особенности по делам о наркотиках, однако не это тема моей публикации.
Особо любознательных отсылаю на сайт Олега Анищик, где имеется краткое, но весьма авторитетное, изложение существа Постановления ЕСПЧ.
Для тех, кто привык познавать из первоисточника и владеет английским языком прилагаю файл, а для тех кто не владеет, придется подождать перевода на русский язык.
