Несмотря на то, что в последние несколько лет количество российских университетов, в уставах которых сохраняется институт выборов ректора, неуклонно сокращается, таких университетов по-прежнему немало.
За последние пару лет выборы на более или менее альтернативной основе прошли в Череповецком университете, Алтайской академии образования им. Шукшина, МИЭТ, МАрхИ, МГХПА им. Строганова, РГПУ им. Герцена, Московском университете геодезии и картографии, Ростовском государственном экономическом университете и ряде других университетов. На сегодняшний день объявлены выборы ректора Сыктывкарского университета им. Питирима Сорокина.
Обычно выборы ректора не вызывают существенных споров либо такие споры непубличны. Но с Сыктывкарским университетом произошла иная история: один из кандидатов не был допущен к участию в выборов и спор перешёл в судебную плоскость, создав своего рода прецедент.
Этот спор обнажил интересный вопрос, который до сих пор не находил широкого обсуждения — вопрос квалификационных требований к претендентам на должность ректора.
Эти требования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. №1н, которым утверждён соответствующий раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Формулировка их достаточна размыта и допускает различные трактовки. В частности, требования к образованию там прописаны следующим образом: высшее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, управления персоналом, управления проектами, менеджмента и экономики.
Из такой формулировки неясно, достаточно ли претенденту на должность ректора иметь образование (высшее либо дополнительное профессиональное) по одному из упомянутых профилей, или же требуются одновременно высшее образование в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по каждому из пяти упомянутых профилей.
Каждый университет, организуя выборы, принимает о них своё собственное положение, где встречаются и иные трактовки, предполагающие, к примеру, наличие у претендента на должность ректора высшего образования в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по любому из пяти упомянутых профилей. Такой же трактовки придерживается, в частности, Министерство труда и социальной защиты России.
В последних письмах Министерства образования и науки России встречается также позиция о необходимости высшего образования в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по четырём из пяти упомянутых профилей (экономика и менеджмент понимаются как единое целое).
По смыслу данных положений законодательства упомянутые требования должны обеспечивать должный уровень управленческой подготовки будущих руководителей вузов. Однако, на практике это приводит к тому, что кандидаты проходят заочные ни к чему не обязывающие курсы-вебинары и получают по их окончании сертификаты о повышении квалификации. Насколько это способствует обеспечению их менеджерских компетенций на практике — вопрос открытый.
В случае же с Сыктывкарским университетом кандидат, не допущенный до выборов, получил отказ в связи с тем, что имел в упомянутой области знаний не дополнительное профессиональное образование, а полноценное высшее. Учёный совет вуза счёл это несоответствием установленным квалификационным требованиям и снял кандидата с выборов.
Такой подход представляется достаточно абсурдным, ведь дополнительное профессиональное образование предполагает получение новой квалификации без изменения уровня образования, и кандидат, получив ДПО в той же сфере, что и имеющееся высшее образование, не приобрёл бы ни новой квалификации, ни нового уровня образования. По сути, человеку, имеющему полноценный диплом, предлагается заменить его сертификатом с краткосрочных курсов.
Решение Сыктывкарского городского суда по упомянутому спору, к сожалению, не поставило точку в этом вопросе: суд лишь указал на отсутствие у учёного совета университета права проверять квалификацию кандидатов на должность ректора, поскольку аттестация кандидатов относится к компетенции учредителя университета.
В частности, соответствующая аттестационная комиссия создана и при Министерстве образования и науки России. До февраля 2016 года она не только проверяла соответствие кандидата формальным требованиям, но и проводила специальные аттестационные тесты.
Они включали вопросы о теории и методах управления образовательными организациями, основах гражданского, трудового, налогового, банковского и экологического законодательства, финансового аудита и планирования и т.д. На сегодняшний день эта часть аттестации отменена, и аттестация проходит в значительной степени по документам.
В разных сферах деятельности существуют квалификационные экзамены, которые проводятся органами профессионального сообщества. Такие экзамены есть, к примеру, у адвокатов и судей. Возможно, к таким экзаменам — вместо формальных и ничего не значащих требований к дополнительном образованию — следует перейти и в отношении ректоров.
Их могла бы проводить такая же аттестационная комиссия, состав которой можно было бы сформировать в значительной степени из представителей профессионального сообщества при участии профессиональных ассоциаций.
Автор — сотрудник центра образовательного права института образования НИУ ВШЭ, член учёного совета факультета права НИУ ВШЭ.