Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак или иное средство индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьями 1229, 1474, 1484, 1519, 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как отмечено в подпункте 5 пункта 2 ст. 1484 ГК РФ, исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Аналогичная норма содержится в подпункте 5 пункта 2 ст. 1519 ГК РФ, который предусматривает, что использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования, в частности в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Исключительному праву на использование товарного знака, как абсолютному праву, корреспондирует обязанность неопределенного круга третьих лиц по недопущению использования обозначений, тождественных, или сходных до степени смешения, с товарным знаком правообладателя.
Однако, всё это относится только к добросовестным и законопослушным людям — альтернативно одарённые маргиналы, обычно не способные к созидательной деятельности, часто пытаются паразитировать на чужих успехах, и активно мимикрируют, выдавая продукты собственной деятельности за те, которые уже стали популярны и узнаваемы.
Торговля контрафактом и незаконное использование чужих товарных знаков, приносит недобросовестным дельцам огромные дивиденды, но подрывает доверие к оригинальным продуктам их законных правообладателей, поскольку весь расчёт «пиратов» строится на узнаваемости чужих брэндов и доверии к ним, поэтому качество контрафактных товаров (работ, услуг), при выборе из потребителем, обычно не проверяется, ведь в сознании потребителя оно уже предполагается.
В эпоху интернета, одним из самых распространённых способов незаконного использования чужих товарных знаков стало создание фейковых сайтов, полностью или частично копирующих оригиналы, с целью перетягивания части посетителей на себя.
Что делать, если у Вашего сайта появился фейковый двойник? Что делать, если Ваш товарный знак незаконно использован в имени домена чужого сайта?
Именно с такой ситуацией пришлось столкнуться нашему сообществу — один из пользователей Праворуба, надолго заблокированный за неоднократное нарушение пользовательского соглашения, будучи отлученным от общения с нормальными людьми, разместил в интернете поганенький сайтик, использовав для этого имя домена: pravorub, но в другом сегменте (зоне) интернета.Конечно, сам по себе этот фейковый сайтик не мог составить серьёзной конкуренции Праворубу, но и мириться с тем, что нормальные люди могут случайно подумать, что эта карикатурная подделка может иметь хоть какое-то отношение к нашему сообществу, было нельзя. Было принято решение об обращении в суд с негаторным иском, в целях пресечения незаконного использования нашего товарного знака в доменном имени нарушителя.
Ситуация осложнялась тем, что ответчик не являлся юридическим лицом, и не имел статуса индивидуального предпринимателя, в результате чего нам пришлось обращаться не в арбитраж, судьи которого имеют необходимые навыки, квалификацию и опыт, а в суд общей юрисдикции (СОЮ), где судьи крайне редко рассматривают дела этой категории.
Предвидя возможное недопонимание в вопросах тождественности или сходства до степени смешения товарных знаков на семантическом уровне, мы обратились к специалистам Регионального экспертного бюро, и в результате лингвистического исследования получили заключение специалиста, полностью подтвердившего наши выводы.
Совместно с коллегами, в режиме совместной дистанционной работы, мы подготовили исковое заявление и заявление об обеспечении иска, в которых изложили свою правовую позицию, с учетом «административной преюдиции», в ходе которой были собраны недостававшие доказательства и получены копии необходимых нам документов.
Чтобы не быть слишком уж многословным, я не буду пересказывать содержание прилагаемых процессуальных документов — они довольно подробны, и содержат весь необходимый объём нормативно-правовых обоснований каждого тезиса, и весь объем исследовавшихся доказательств.
Необходимо отдать должное суду — наше заявление о принятии обеспечительных мер не было оставлено без внимания, и ответчикам было запрещено совершать какие-либо действия, направленные на досрочное прекращение прав администрирования, уступку прав администрирования домена другому лицу, а также на смену регистратора доменных имен.
В своих возражениях на исковое заявление, больше похожих на дежурную отписку, регистратор доменных имен ссылался на отсутствие у него обязанности по проверке законности использования товарных знаков его клиентами, и разглагольствовал об отсутствии у него полномочий на разрешение споров между правообладателями, по вопросам правомерности использования доменных имен, вследствие чего просил исключить его из числа ответчиков, и отказать правообладателю в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрение дела по существу прошло в одно судебное заседание, в ходе которого суд вынес решение об удовлетворении наших исковых требований: пресечь нарушение прав истца, путём запрета ответчику использования товарного знака (знака обслуживания) «Праворуб» (pravorub) в доменных именах и при иных способах адресации.
Решение суда было обжаловано ответчиком, но поскольку апелляционная жалоба не соответствовала требованиям ГПК РФ, она вначале была оставлена без движения, а затем возвращена заявителю. Решение суда вступило в законную силу и приведено в исполнение.
С нарушителя так же будут взысканы все судебные издержки связанные с рассмотрением дела.
P.S. В ходе работы по этому делу проявились и некоторые законодательные пробелы, а так же сложности правопонимания и правоприменения судьями, судебными приставами, и регистраторами доменных имён законодательства о товарных знаках, но мы сумели успешно преодолеть все сложности, о чём я уже подробно рассказал в другом разделе.