В ходе удалённого консультирования одного из наших постоянных клиентов, мы столкнулись с интересной ситуацией, суть которой заключается в следующем:
Российское юридическое лицо, применяющее специальный налоговый режим — упрощенную систему налогообложения (УСНО), с объектом налогообложения «доходы» т.е. уплачивающее 6% со всей выручки, без учета произведённых затрат, оказывает российским гражданам услуги по размещению рекламы на интернет-сайтах, принадлежащих иностранным юридическим лицам, и находящимся на серверах, расположенных за границей России.
Согласно условиям сотрудничества с собственниками интернет-сайтов, на которых российская компания размещает рекламные материалы, российское ООО (наш клиент) обязано самостоятельно оплачивать расходы на увеличение мощности арендуемых у иностранных провайдеров серверов, приобретение дополнительных лицензий на программное обеспечение для них, дополнительные IP-адреса, регистрацию доменных имен и т.п.
Ранее наш клиент осуществляя аналогичную деятельность, взаимодействовал исключительно с российскими контрагентами, и вопросов не возникало. Однако, благо клиент сотрудничает с нами уже достаточно давно, перед расширением сферы своей деятельности, руководство фирмы всё таки решило проконсультироваться ДО совершения платежей иностранным поставщикам услуг, и как мы убедились, не зря.
Анализ нормативных актов выявил неравенство положения российских налогоплательщиков при приобретении (импорте) услуг у иностранных поставщиков в зависимости от применяемого налогового режима, наличия у него представительства в РФ, а так же наличия договора об избежании двойного налогообложения между Россией и страной, резидентом которой является поставщик услуг.
В соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ, под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
При этом, реалии современного рынка IT-индустрии таковы, что подавляющее большинство подобных услуг реализуются в автоматическом режиме, с использованием соответствующих интернет-сайтов.
Фактически, при этом никакие договоры не заключаются, и никакие документы не подписываются, т.к. покупатель / заказчик этих услуг просто выбирает необходимые ему услуги непосредственно на сайте поставщика, и там же их оплачивает с помощью пластиковой карты или глобальных электронных (PayPal,Moneybookers etc.) платёжных систем, и никаких бумажных документов при этом не составляется.
С учетом трепетного отношения российских налоговых органов к всевозможным «бумагам», подтвердить обоснованность учета таких платежей в составе затрат предприятия, даже предоставив банковскую выписку по счету пластиковой карты юридического лица (обычно это Visa Business) было бы весьма проблематично. А с учетом применяемого режима налогообложения (УСНО – доходы), и вовсе бессмысленно.
Однако, российский Налоговый Кодекс, в подобных случаях, возлагает на покупателя – российское предприятие, массу дополнительных обязанностей и дополнительных расходов, «назначая» его налоговым агентом иностранного продавца (поставщика услуг), обязывая его исчислять, удерживать, и перечислять в бюджет РФ следующие налоги:
Налог на прибыль
В соответствии со ст. 309 НК РФ, большинство видов доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты этих доходов.
В соответствии с ч.2 ст. 284 НК РФ, ставка налога составляет 20%, соответственно на столько же возрастает для российского покупателя-юрлица, и стоимость приобретаемых услуг.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
В соответствии со ст. 146 НК РФ, объектами налогообложения признаются операции по реализации услуг на территории РФ. Казалось бы, по здравому разумению, в описываемой ситуации, никакой реализации услуг в России не происходит, и эти операции не являются объектом налогообложения… но ведь чаянья законодателя не всегда соответствуют обыденному пониманию бизнес-процессов.
В соответствии со ст. 148 НК РФ, для признания местом реализации услуг, территории РФ, достаточно того, чтобы покупатель был зарегистрирован в России, что в соответствии со ст. 161 НК РФ, делает его налоговым агентом и в этом случае.
Часть 3 ст. 164 НК РФ, устанавливает для приобретаемых услуг налоговую ставку в размере 18%, а с учетом применения УСНО, применить налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ наш клиент не вправе.
Итого: конечная цена приобретения услуги у иностранного поставщика, даже без учета операционных затрат, возрастает на 38% (20% + 18%), что в случае применения УСНО с объектом налогообложения «доходы» (без учета расходов) делает такие покупки экономически не выгодными.
Казалось бы – тупик. Но приемлемое решение было найдено.
В соответствии со ст. 346.14 НК РФ, письмом Минфина от 1 сентября 2006 г. № 03-11-04/2/181, применение которого в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 111 НК РФ, исключает вину налогоплательщика и освобождает его от возможной ответственности, было принято решение об оплате необходимых услуг с помощью дебетовой карты Visa, эмитированной на имя физического лица, которого ни НДС, ни налог на прибыль, ни обязанности налогового агента, не касаются…