Есть еще один оптимальный в отношении всех налогоплательщиков способ снижения налоговой нагрузки — приравнивание кадастровой стоимости. Рассмотрим возможность и порядок использования одного из наиболее оптимальных и применимых в отношении всех налогоплательщиков способа оптимизации земельного налога — путем приравнивания кадастровой стоимости земельного участка к его рыночной стоимости.
Кадастровую стоимость участка можно определить исходя из его рыночной стоимости
Для целей налогообложения земельного участка определяется его кадастровая стоимость (ст. 65 ЗК РФ, ст. 390 НК РФ).
Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) определяет, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки (ст. 7).
Рыночная стоимость это наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Исходя же из положений Земельного кодекса РФ, кадастровая стоимость это экономическая оценка ценности земельного участка в зависимости от его целевого назначения и вида функционального использования.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08. 04.2000 № 316 были утверждены Правила, определяющие порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий.
Так, обязанность по разработке и утверждению методических указаний по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технических документов, необходимых для проведения государственной кадастровой оценки земель возложена на Министерство экономического развития и торговли РФ (п. 11 Правил).
Исходя из анализа положений методических указаний, методик и рекомендаций по государственной оценке земель, государственная кадастровая оценка земель, основывается, помимо иных факторов, также и на анализе рыночных цен земельных участков.
В тоже время, ст. 66 Земельного кодекса РФ устанавливает два вида стоимости земельных участков – рыночную и кадастровую.
При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Законом об оценочной деятельности, в то время как для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель.
Из этого можно сделать вывод, что законодатель изначально установил различие в методологии определения показателей кадастровой и рыночной стоимости, предусмотрев возможность их расхождения.
Законодательство не содержит указаний ни на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, ни на то, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Подобные выводы находят свое подтверждение и в судебной практике (определения ВС РФ от 27.01.2010 № 67-Г09-20, от 16.12.2009 № 46-Г09-22, от 06.10.2010 № 32-Г10-26, постановления ФАС Поволжского округа от 09.12.2008 по делу № А65-22371/2006, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2008 по делу № А27-10705/2007-5).
Но из любых правил есть исключения. Земельный кодекс РФ с 2010 года начал содержать оговорку о том, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66). В Закон об оценочной деятельности были также внесены соответствующие изменения.
В свою очередь Высший арбитражный суд РФ указал, что п. 3 ст. 66 ЗК РФ допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 по делу № А27-4849/2010).
Стоит отметить, что ВАС РФ подчеркнул возможность установления кадастровой стоимости равной рыночной не только для земельных участков, по которым оценка проводится после введения изменений в Земельный кодекс РФ, но и для земель, по которым оценка была проведена ранее.
С учетом данного судебного акта арбитражные суды стали принимать иные решения, согласно которым лицо вправе оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему на правах собственности, ином вещном праве земельного участка в связи с ее несоответствием рыночной стоимости (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по делу № А27-15836/2010, от 18.08.2011 по делу № А27-14405/2010, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.12.2011 по делу № А53-4864/2011, ФАС Московского округа от 08.12.2011 по делу № А41-26667/10, ФАС Уральского округа от 02.08.2012 по делу № А50-11882/2011, ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2012 по делу № А13-2637/2011).
Приравнять кадастровую стоимость к рыночной лучше в судебном порядке
Действующее законодательство предусматривает два способа приравнять кадастровую стоимость к рыночной (ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности):
— путем обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости;
— путем обращения в арбитражный суд в порядке защиты своих нарушенных прав и законных интересов в экономической сфере.
Первый путь весьма ограничен, поскольку в этом случае результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в течение шести месяцев с момента их внесения в государственный кадастр. К тому же данный порядок не применим к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ (то есть до 01.10.2010) и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Как показывает практика, второй способ является наиболее оптимальным.
Еще до введения в законодательство изменений, ВАС РФ подтвердил подсудность дел об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков арбитражным судам (постановление Президиума ВАС РФ от 02.06.2009 по делу № А14-16254-2007262/26).
Приравнивание кадастровой стоимости к рыночной возможно путем заявления в судебном порядке требований об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом, как подчеркнул ВАС РФ, сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 по делу № А27-4849/2010).
То есть организации (индивидуальному предпринимателю) не надо оспаривать нормативные акты исполнительных органов власти по проведению государственной кадастровой оценки земель и по ее утверждению.
Такое требование, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Если организация (индивидуальный предприниматель) дополнительно заявит требования об обязании органов кадастрового учета внести соответствующие изменения в государственный кадастр, скорее всего в этой части последует отказ в удовлетворении требований.
Так, согласно судебным актам нет необходимости в обязании исполнительных органов власти совершить определенные действия, так как само по себе решение суда уже является основанием для совершения таких действий (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.05.2012 по делу № А27-15836/2010, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2012 № 17АП-11049/2011-ГК, ФАС Поволжского округа от 26.07.2012 по делу № А65-10374/2011).
Для определения рыночной стоимости можно привлечь независимого оценщика
Как указано во многих Методических указаниях и рекомендациях по государственной оценке земель, в качестве источника информации о рыночной стоимости земель могут быть использованы отчеты независимых оценщиков (Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39).
Арбитражные суды при подтверждении возможности установления кадастровой стоимости земельных участков исходя из их рыночной стоимости, также указывают на необходимость исследования отчетов о рыночной стоимости земельных участков (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 16.09.2011 по делу №А27-15836/2010, ФАС Уральского округа от 02.08.2012 по делу № А50-11882/2011).
Таким образом, отчет независимого оценщика о рыночной стоимости земельного участка будет являться основным доказательством необходимости приведения в соответствие кадастровой и рыночной стоимости земельного участка, а также источником информации о размере кадастровой стоимости земельного участка, подлежащего внесению в государственный кадастр.
Исходя из позиции ВАС РФ о том, что подобного рода споры необходимо разрешать по общим правилам искового производства, бремя доказывания достоверности рыночной стоимости земельного участка (сведений, указанных в отчете независимого оценщика) возлагается на заявителя.
При этом важно обратить внимание на то, что действующее законодательство предъявляет особые требования как к содержанию договора на проведение оценки и отчета, так и к лицам, осуществляющим оценку (ст. 10, 11, 4 Закона об оценочной деятельности). Соблюдение указанных требований будет являться одним из обстоятельств, доказывающих достоверность отчета независимого оценщика.
Кроме того, указанный закон предусматривает возможность проведения саморегулируемой организацией оценщиков экспертизы отчета об определении рыночной стоимости земельного участка, подписанного оценщиком (оценщиками) – членом (членами) данной саморегулируемой организации (ст. 17.1).
Так, для разъяснений, возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лиц, участвующих в деле, или с согласия этих лиц (ст. 82 АПК РФ).
Соответственно, для подтверждения достоверности сведений, содержащихся в отчете, необходимо либо заявить в суде ходатайство о проведении саморегулирумой организацией экспертизы отчета, либо провести такую экспертизу еще до начала судебного разбирательства, самостоятельно обратившись в саморегулируемую организацию. Кроме того, заявитель вправе ходатайствовать о назначении судом экспертизы по определению рыночной стоимости земельных участков, что также не будет противоречить положениям ст. 82 АПК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2012 по делу № А50-11882/2011).
Стоит отметить, что в судебной практике есть решения, согласно которым заявителям отказано в удовлетворении требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости из-за недоказанности достоверности сведений о рыночной стоимости в отчетах (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.10.2012 по делу № А29-9636/2010).
Суды признают отчеты недостоверными и при этом указывают следующее. По Закону об оценочной деятельности отчет об определении кадастровой стоимости должен быть направлен на экспертизу в саморегулируемую организацию оценщиков в течение 30 дней с даты его составления (ст. 24.19). По результатам экспертизы должно быть составлено экспертное заключение. При этом заказчик работ по определению кадастровой стоимости принимает отчет только при наличии положительного экспертного заключения.
Из данных положений суды делают вывод, что отчет независимого оценщика может быть принят в качестве относимого и допустимого доказательства только при соблюдении вышеуказанных условий (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу № А62-5999/2011, решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.06.2012 по делу № А60-12407/2012).
Однако такой подход представляется неправомерным и нарушающим права заявителей. Так, ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности изложена в главе III.1 «Государственная кадастровая оценка», а требования, указанные в данной статье, применяются к отчету об определении кадастровой стоимости, который составляется по итогам проведения государственной кадастровой оценки. При этом, заказчиком работ до 01.01.2013 признаются органы кадастрового учета. Очевидно, что подобные требования не могут быть предъявлены к отчету независимого оценщика, которым определяется рыночная стоимость земельного участка.
На практике также может возникнуть вопрос на какую дату должна быть установлена рыночная стоимость земельного участка. Министерство экономического развития РФ указывает на необходимость установления рыночной стоимости земельного участка на дату определения его кадастровой стоимости (письма Министерства экономического развития РФ от 31.08.2011 № Д06-4296, от 23.08.2011 № ОГ-Д06-1046, от 07.07.2011 № ОГ-Д06-346). С этим мнением соглашаются и некоторые суды (постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.06.2012 по делу № А73-9593/2011).
Подобную позицию можно объяснить необходимостью исключения злоупотреблений со стороны собственников (владельцев) земельных участков по постоянной переоценке их рыночной стоимости с целью внесения указанных сведений в государственный кадастр.
В тоже время, ВАС РФ не указал на необходимость сопоставления рыночной стоимости земельного участка с его кадастровой стоимостью на ту же дату (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11). Подтверждают данный подход и некоторые судебные решения (постановление ФАС Уральского округа от 02.08.2012 по делу № А50-11882/2011).
Налоговый кодекс РФ устанавливает налоговую базу по земельному налогу в виде кадастровой стоимости земельных участков (ст. 390, п. 1 ст. 391).
При этом налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, определенной на ту же дату, не соответствует принципу непрерывности актуализации сведений государственного кадастра. Соответственно в случае, если на момент рассмотрения требований собственника (владельца) земельного участка рыночная стоимость земельного участка является меньшей, чем на момент определения кадастровой стоимости, перестает соблюдаться принцип справедливости и соразмерности налогообложения. Кроме того, будет необоснованно увеличено налоговое бремя по уплате земельного налога, что нарушает конституционные права налогоплательщика.
Необходимо подчеркнуть, что отрицательная сторона указанной позиции состоит не только в возможных злоупотреблениях по изменению стоимости со стороны собственников (владельцев) земельных участков, но в нарушении механизма внесения сведений в государственный кадастр недвижимости. Изменение стоимости происходит путем доказывания ошибочности определения размера кадастровой стоимости, ее превышения над рыночной, а не констатацией судом того факта, что с момента утверждения кадастровой стоимости земельного участка произошло изменение на рынке недвижимости и стала актуальной иная цена земельного участка.
В данном случае, логично сделать вывод, что суды пойдут по пути сохранения стабильности правоотношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами, что повлечет для организаций (индивидуальных предпринимателей) обязанность по доказыванию несоответствия рыночной цены земельного участка на дату утверждения сведений о его кадастровой стоимости и внесение ее в кадастр.
После уменьшения налоговой базы можно требовать зачета излишне уплаченного налога
В отношении процессуальных сроков на подачу искового заявления с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости необходимо указать следующее.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). При этом течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 201 ГК РФ).
В тоже время, арбитражный суд в одном из дел отклонил ходатайство заявителя о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов. Суд указал, что срок заявителем не пропущен, так как он узнал о своем нарушенном праве в момент составления отчета о рыночной стоимости земельного участка (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 21.07.2010 по делу № А27-4849/2010).
Итак, в результате признания судом необходимости внесения изменений в государственный кадастр сведений о кадастровой стоимости земельного участка на дату установления такой стоимости, для организации (индивидуального предпринимателя) – плательщика земельного налога с указанной даты происходит уменьшение налоговой базы, определяемой в целях уплаты земельного налога. Если такое уменьшение произошло в прошлых налоговых периодах, соответственно возникает излишняя уплата указанного налога.
Если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то данная кадастровая стоимость применяется в налоговом периоде, на начало которого установлена изменяемая кадастровая стоимость (Письмо Минфина РФ от 13.09.2012 № 03-05-06-02/65).
Таким образом, налогоплательщик вправе возвратить излишне уплаченный земельный налог в порядке ст. 78 НК РФ путем подачи заявления о возврате излишне уплаченного земельного налога.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Если же срок для обращения в налоговый орган пропущен, налогоплательщик вправе обратится с таким требованием в суд. При этом, стоит доказывать, что датой, с которой налогоплательщик узнал о переплате налога, является дата вступления в силу решения арбитражного суда об удовлетворении требований об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Таким образом, действующее законодательство позволяет всем без исключения налогоплательщикам снизить налоговую нагрузку по уплате земельного налога путем приравнивания кадастровой стоимости земельного участка к его рыночной стоимости, а также получить дополнительное финансирование своей производственной деятельности посредством возврата излишне уплаченного налога.