Первая часть здесь.
МАТЕМАТИКА.
Почти ежедневно на различных сайтах юрконсультаций люди задают вопрос, по сути своей заключающийся в том, было ли намеренное ухудшение жилищных условий? Очень часто люди в своём вопросе не дают никакой информации – о метраже, об учётной норме, количестве членов семьи и т.д. И в этой ситуации удивляют многочисленные ответы – иногда юристы всерьёз дают ответы и советы (как правило, противоположные), не утруждая себя выяснением цифр и производством расчетов. Так, рассуждения ни о чём.
Между тем, методика первоначального (формального) определения намеренности ухудшения должна быть следующей.
1. Открываем законодательство муниципалитетов и субъектов федерации и выясняем учётную норму.
При этом необходимо иметь в виду, что если гражданин, условно, проживает в д. Большие Гвозди Семитабуретинского района Ивановской области, то сначала открываем законодательство деревни Большие Гвозди, потом, если в деревне учётная норма не установлена, по возрастающей – законодательство Семитабуретинского района, и только после отсутствия её там – законодательство субъекта Российской Федерации.
2. Для совсем уж начинающих: не путаем учетную норму с нормой предоставления.
3. Помним, что с 1 марта 2005 года учётная норма определяется в метрах общей площади.
4. Но и не забываем, что если правоотношения начались до 1 марта 2005 года, то открываем «архивное» законодательство, смотрим там учётную норму, обращаем внимание, что, как правило, ранее учётная норма определялась в метрах жилой площади а не общей, и это может быть суперважно!
5. Делим общую площадь жилого помещения на количество членов семьи – получаем количество метров, приходящегося на каждого. Если оно менее учётной нормы, то любые действия, связанные с отчуждениям или, наоборот со вселением, не являются намеренным ухудшением жилищных условий.
Пример: Учётная норма – 10 кв. метров, семья из 4 человек, общая площадь жилого помещения – 39,9 кв. метров. Граждане вправе состоять на учёте нуждающихся в получении жилого помещения. Всление/отчуждение ситуацию не меняет.
Вот так и считаем: кто в уме, кто в столбик. А как вы хотели?
6. Наиболее распространенные спорные ситуация связаны с тем, что члены одной семьи (например, супруги) могут иметь права пользования (как собственники или наниматели, и как члены семей собственника/нанимателя) разных жилых помещений (то есть их более одного). В этой ситуации необходимо учитывать площадь всех помещений.
7. При возникновении спорных ситуации, когда непонятно, кто чей член семьи, вспоминаем, что в отличие от семейного законодательства, (где сын или дочь всегда остаются членами семьи своих родителей), в жилищном законодательстве, для признания членом семьи собственника/нанимателя, обязательным условием является совместное проживание.
И самое главное:
8. Даже обнаружив (формально!) намеренное ухудшение, сопоставляем его с правовыми позициями КС РФ, другим законодательством (указанным выше), а самое главное – со здравым смыслом, и если видим свою правоту – вперёд, к судебным победам!
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ст. 53 и п. 8 ст. 57 ЖК РФ.
Автор постоянно встречается в своей работе с различными «решениями», «протоколами» и прочими документами, в которых граждан, состоящих на учёте в получении жилого помещения, снимают с такого учёта, обосновывая это намеренным ухудшением жилищных условий. О причинах таких ошибочных решений я уже писал. Однако, как мы выяснили, гражданин, уже признанный нуждающимся в получении жилого помещения и состоящий в списках очередников, никак не может намеренно ухудшить свои жилищные условий по смыслу статьи 53 ЖК РФ. Он может лишь:
- утратить основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (ст. 56 ЖК РФ). Как правило, речь идёт о приобретении (получении) жилых помещений, что уже не ухудшение, а улучшение :) жилищных условий.
- совершить действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению (часть 8 ст. 57 ЖК РФ)
Главная разница заключается в различных правовых последствиях: если при намеренном ухудшении жилищных условий (ст. 53 ЖК РФ) гражданину отказывают в признании нуждающимся в получении жилого помещения, то при совершении сделок, которые привели к уменьшению/отчуждению (часть 8 ст. 57 ЖК РФ) – эти сделки учитываются. На практике это выглядит так: семья из 4 человек имеет право на получение, скажем, 4*18=72 кв. метра. Но один из членов семьи продал/подарил свою долю 20 кв. метров – получите 52 кв. метров.
Другими словами: если гражданин состоит на учёте нуждающихся в получении жилого помещения, и производит какие-либо сделки, которые привели к уменьшению\отчуждению, его не вправе исключить из учёта (снять с очереди).
Для понимания различий в правовой природе указанных выше событий, и для наглядности, автор объединил условия и последствия различных действий в одну таблицу.
В заключительной части я расскажу о том, как суд удовлетворил наше требование и не признал намеренным ухудшением жилищных условий продажу жилого помещения.