— Сегодня, — ответил Пятачок.
— Мой любимый день, — сказал Пух.
А. Милн, Б. Заходер. «Винни-Пух и все-все-все»
Как ни старался, смог найти только две причины отписок:
1. Некомпетентность чиновника в вопросах, изложенных в направленном ему заявлении.
2. Не желание чиновника работать.
Как известно, юристов у нас – как собак нерезаных; их так много, что даже «первые лица» государства озабочены этим: полстраны юристы, а инженеров не хватает. Всегда удивлялся, что работа, скажем, в службе судебных приставов непременно требует высшего юридического образования. Не желая обидеть этих специалистов, в общем-то, трудяг, заваленных иногда по 1000 исполнительных производств, всё-таки замечу, что их работа на 99% — это рутинные действия по схеме «запросил – получил – наложил – обратил» или «запросил – не получил – отказал», выполняемая на стандартных бланках с заменой фамилии и адреса.
А вот работа в различных жилкомиссиях, жилдепартаментах, и прочих жилуправлениях муниципальных и ведомственных органов, юридического образования не требует. Поэтому работают в этих конторах люди, зачастую милые, порядочные и даже искренне желающие помочь тем, кто к ним обращается. Но этого явно недостаточно: новеллы жилищного кодекса 2005 года о порядке признания нуждающимися в получении и порядке предоставления жилого помещения требуют не только знания законов, но и их понимания, умения правильно применять, особенно – в нестандартных ситуациях. Когда же нет понимания и умения, то малейшие отступления от привычных схем вводят клерков в ступор… и вот она, благодатная почва для отписки!
Не удивляйтесь, но оказывается, что отписки ОТПИСКИ подвергаются исследованиям и даже имеют свою классификацию!
- Во-первых, это подмена предмета обращения. Вы ставите в своем обращении перед органом власти конкретные вопросы, но получаете ответ совсем на другие вопросы. Как в поговорке про Фому и Ерёму.
- Во-вторых, подмена основных доводов заявителя второстепенными. Вы жалуетесь прокурору на неправомерное применение к вам физической силы со стороны полицейского, а в ответе вам поясняют, что указанный «господин» действительно находился в данном месте, исполнял служебные обязанности, форму одежды не нарушал, имел при себе удостоверение и даже нагрудный жетон.
- В-третьих, подмена качества количеством. В чиновничьей отписке может содержаться нечто вроде «проверка по вашему обращению проведена в полном объёме». Под «полным объёмом» подразумевается количество проверочных действий, но не их качество (результат).
- В-четвертых, подмена фактов мнениями. Например, заявитель прилагает к своей жалобе копии документов, подтверждающие все доводы, а чиновник в ответ пишет: «Доводы заявителя в ходе проведенной проверки не нашли объективного подтверждения».
- В-пятых, несоответствие выводов утверждениям. Отписка содержит верные утверждения, но вывод делается абсолютно противоположный.
- И в-шестых, законообразие. Большая часть ответа содержит изложение положений нормативно-правовых актов, либо не имеющих прямого отношения к сути поставленного вопроса, либо хорошо известных заявителю. При обильных цитатах и ссылках на нормативные акты ответ на поставленные вопросы отсутствует.
По делу, о котором я хочу рассказать, мой доверитель получил классическую отписку первого типа: подмена предмета обращения.
Незадолго до увольнения Ж. согласился получить жилое помещение, значительно меньшего размера, чем это установлено законодательством. Вообще – это опасный путь, от которого я предостерегал в этой заметке. Но Ж. сделал всё грамотно, его диалог с «вышестоящими» (как я предполагаю) выглядел, возможно, так: «Я – даю согласие на увольнение, вы – оставляете за мной право на получение недостающих метров после увольнения». На том и порешили.Но время шло, а однокомнатные квартиры, которые могли полностью разрешить давнее джентльменское соглашение, распределялись и уходили мимо.
Тогда Ж. обратился в нынешнее региональное управление жилищного обеспечения с вопросом «доколе?» и попросил разъяснить, как всё-таки будет решаться его вопрос:
— путем получения другого целого помещения по установленным нормам (со сдачей старого),
— или путём получения дополнительной жилплощади в виде второй отдельной квартиры.
Опаньки! А вот об этом в законах, приказах и инструкциях – ни слова!
Вот она – нестандартная ситуация!
Как вы уже догадались, ответ мой доверитель получил совсем не о том, о чём спрашивал. Его просто послали лесом: «вы не имеете право на улучшение жилищных условий»! Точка!
Ну а дальше произошло то, о чём я уже писал здесь и здесь:
Во-первых, суд первой инстанции тоже пошёл по наработанной схеме: долго выяснял целый обоз сведений, фактов, обстоятельств, к делу никакого отношения не имеющих;
Во-вторых, пошёл дальше чиновника и применил как первый, так и шестой тип из приведённой классификации, указав: требование заявителя является «преждевременным» и направлено на «ускорение процесса предоставления жилого помещения». Во как! В удовлетворении заявления было отказано.
К счастью, апелляционный суд в ситуации разобрался, и вынес предельно лаконичное определение об удовлетворении нужных нам требований: «Обязать должностное лицо повторно рассмотреть обращение Ж. о разъяснении порядка обеспечения его и членов семьи жилым помещением по соответствующим нормам и сроках предоставления данного помещения».
Так что, судебное дело – закончено, а жилищное – ещё впереди.
Добавлено: 11:26 21.11.2012
Часть 2 опубликована здесь.