На внутренней стороне бампера были повреждения и надпись фломастером «12.12 “С” Задел», край металлического усилителя бампера был деформирован, началась коррозия металла. На наружной стороне бампера, правда, перед этим появился прямой вертикальный след в виде вмятины, который гражданин считал следом палки, отлетевшей незадолго до этого от попутного автомобиля.
Гражданин обратился к продавцу с просьбой заменить бампер и усилитель бампера на новые, рассказав при этом и про палку. Никто не думает, надеюсь, что продавец радостно выполнил просьбу клиента? Правильно, за 10-15 тыс. рублей за бампер и железяку любой наш продавец удавится, и этот не был исключением! Гражданин получил от ворот поворот – сам попал в ДТП, это твои проблемы.
Тогда общество по защите прав потребителей обращается в суд с иском о расторжении договора купли-продажи этого автомобиля.
Первая экспертиза, проведенная химиком, установила, что бампер снаружи подкрашивался не более чем 3 месяца назад до осмотра его экспертом. Правда эксперт указал на то, что методики установления давности подкраски нет, но он это «чувствует» (печенкой?).
Вторая экспертиза, уже автотехническая, показала, что имел место динамический удар с плотным прилеганием к неопознанному объекту, но ничего не установили по сути, то есть по палке. В заключение исследования госэксперты, с редкой для госов самокритичностью, сослались на то, что не обладают специальными познаниями в области прочностных расчетов элементов конструкций. Заглянуть внутрь дырки, или переднего левого лонжерона, а так же осмотреть усилитель бампера изнутри госэксперты не догадались, но бог им судья. Зато они хорошо сфотографировали снаружи и тщательно описали гносеологические, морфологические и прочие «…ические» признаки железяки, чтобы судья и стороны своей головой тоже какую-нибудь мысль думали.
Судья оказалась умнее экспертов, их мысль думать не стала, а назначила прочностную экспертизу для выяснения необходимых вопросов. К тому времени, судя по протоколам и иным письменным судоговорениям, сторонами в суде уже было сломано немало копий о пресловутую палку. Истец и владелец машины считали, что след от палки и повреждение усилителя образовались в разное время, что это разные события. Ответчик полагал, что это палка согнула усилитель бампера. Эти глубокомысленные «доказательства» приводить не буду, чтобы Гадюкинский районный суд ненароком не запретил «Праворуб».
При осмотре машины я, конечно, заглянул и дырку лонжерона, и внутрь усилителя, по меньшей мере, потому, что надо знать условия закрепления деталей, чтобы произвести прочностной расчет.
Картинка изнутри оказалась красивой и неожиданной для сторон. Слева на фотографии видны следы от сварки правой стенки лонжерона снаружи. Справа, от переднего плана и дальше – выпертую внутрь левую стенку лонжерона. Снаружи эта стенка была ровной и прямой. Если читатель уже сам не догадался, поясняю.
В результате удара левый передний лонжерон тоже был согнут влево и передний бампер сидел явно криво. Лонжерон – это, как правило, балка прямоугольного сечения, изготовленная из намотанных друг на друга трех слоев того же листового материала, что и материал кузова. Сверните в трубку лист бумаги, чтобы было 2-3 слоя, и согните. Когда трубку снова выпрямите, внутренний слой наверняка останется изогнутым, не восстановит форму.
Чтобы выпрямить лонжерон без разборки машины, к его концу, в нашем случае – к правой стенке у места стыка с усилителем, приварили что-то типа крюка и дернули. Как это делают по-русски – посмотрите хоть здесь.
http://youtu.be/slqQHTOeaV4
Владелец машины ранее ни разу не упомянул о замене лонжерона вместе с бампером и усилителем. Он просто не знал про это. А ведь потерявший жесткость лонжерон – проблема гораздо бо́льшая, чем бампер с надписями и мятая железка под ним. Кроме того, у владельца было КАСКО – оформи ДТП и не заморачивайся.
Это свое субъективное мнение, как и объективные выводы экспертизы, я изложил в суде. Палка, даже размером, в разумных пределах, гораздо больше, чем описал владелец, требует скорости 356 км/ч, чтобы только согнуть усилитель бампера. С изгибом лонжерона – больше. Вмятина снаружи и задиры внутри бампера образовались одномоментно при ударе в угол стены, угол контейнера или что-то подобное при небольшой скорости автомобиля. Наружный след после шпаклевки и закраски мог появиться снова от любых колебаний, в том числе и от удара палкой. Заключение приложено в документах.
Как решит суд я, конечно, не знал, но и не предполагал такого решения.
Суд, а за ним и апелляционная инстанция решили расторгнуть договор купли-продажи, а недоброжелательное отношение продавца к палке оценили в 1 277 166 рублей 76 копеек. А ведь продавец мог бы и добровольно поменять бампер с железякой, потратив в 100 раз меньше, и подписать с клиентом кучу бумаг, что больше никаких дефектов в машине нет.
Вот это по-русски и называется «вставить палку»!