Отклоняясь от привычного читателю изложения тех или иных положений законов или директив в области современного финансового права в предыдущих частах, предлагаю кратий экскурс в историю.
 
Не всем специалистам права и финансов, которые вершат строительство в заоблачных текстах законов и в принципах их применения, доступны некоторые далёкие и проверенные историей факты и истины. Забывая о них, человек не раз строил «вавилонскую башню» и не раз расплачивался за своё самолюбие и гордыню. Не исключением является и финансовая сфера и правовые отношения в ней между «хозяином и слугой», строителем и его инструментом, материалом и его владельцем.
 
Как легко и просто сегодня вошло в обращение понятие кредита, процентов за его предоставление и любое другое услужливое дейстие любой финансовой структуры, использующе понятие «прирост», «процент», «долг». Но как мало кто по обеим сторонам сделки задумывается о том, а было ли так всегда, а как сочитается это с культурой и религией и каковы истоки и мораль понятий кредита и процента.
 
В средневековой Европе XII – XIV веков не так просто было получить деньги от кого либо на какие либо нужды. Ведь процесс выдачи в долг всегда связан с желанием дающего получить процент в виде компенсации или вознаграждения и этот процес связан с доверием. Но во времена, когда слово церкви было словом закона и его нарушение вело к наказанию «за грехи», подобное желание преследовалось и основанием служило слово, указанное в святой для верующего книге.  
 
Истоки такого греховного деяния, выраженного в проценте за кредит, а именно, говоря библейским языком в «росте», любой христианин найдёт в Библии наряду с заветами «не убей», «не укради»…  
 
Пятая Книга Моисея. Глава 23. Второзаконие:
«...23.19 Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост;
23.20 иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею...»
 
Но как и кому удалось обойти эти заветы не теряя при этом заработка от дачи в долг, то есть зарабатывая на предоставлении кредита?
 
История знает немало фактов, когда понятие «войны» и её финансирования ставило казалось бы неразрешимые задачи перед духовными, государственными и военными лидерами различных империй или государств.
 
Рассматривая сплав права, культуры и финансов, в истории средневековой Европы можно видеть понятие «запрет процентов за кредит», которое охватывало всю т.н. готическую эпоху с 1150 по 1550 года. Именно ту эпоху, в которую были основаны большинство крупных городов и построены прославленные творения готической архитектуры, которые и по сей день привлекают своей загадочностью.
 
Как ни странно, но истоки запрета находились и в католических Консилиумах и Декретах как например Второй Латеранский Консилиум в 1139, т.н. «Decretum Gratiani», изданный главой римской церки Papst Innozenz III в 1215 запрет процентов и Консилиум в Vienne 1311, один из последних поднимавших эту тему.
 
Флоренция 1320-1330-ых и бишоп Клементий V, который прославил себя как приверженец законов и пособник расправ с членами рыцарсого ордена, был так же одним из влиятельных лиц, который применял этот принип запрета на практике. После расправ с рыцарями ордена тамплиеров и обвиняя их в нарушении этого запрета, фразу об иноземце и брате при этом видимо приняли за одно и то же.
 
На всём протяжении этого промежутка истории требование процента за данные средства были однозначно запрещены. Не будем забывать и о том, что всё это время упомянутым средством было всё то же, звучащее в библии серебро и продукты деятельности: вино, зерно, хлеб, живность и иные материальные блага.
 
Сегодняшний банковский советник назвал бы их «tangible assets» т.е. что-то в роде реальных ценностей, иными словами не цифрой на экране его монитора, а то, что он может нарисовать на бумаге или разъяснить откуда оно берётся и как пахнет.
 
Возвращаясь в раздел права и финансов стоит уточнить, что разрешены были лишь некоторые виды процентов напр. внесение капитала с целью его приумножения в т.н. общество (societas). Относительно сделок с заёмом процент был разрешён лишь с условием, что при этом дающим либо была упущена ценность (lucrum cessans), либо он терпел при этм убыток (damnum emergens), либо находился в опасности потери выданного (periculum sortis).
 
Но однозначно запрещён  был вид называемый «usura», что в латыни имеет смысл: процент за пользование капиталом, процент на процент, пользование заёмным капиталом и всё, что сязано с ростом без вложенного в него собственного труда.
 
И в сегодняшнем гражданском кодексе Германии можно встретить остатки такого давнего запрета в § 248 BGB, запрещающем процент на процент или в § 138 делающим сделку недействительной ввиду слишком высокого требования по процентам.
 
Но невозможно было развить торговлю с далёкими странами и известными тогда континентами, не давая и не беря в долг. Тем более невозможным было и финансирование воин, для завоевания всё новых рынков сбыта или новых ресурсов и владений.
 
Применяя простой и издавна популярный метод, назвать вещь не её именем, а тем более имея две вещи назвать их одной (см. выше), правители, купцы, торговцы того времени «спасли» себя от злой участи всех, нарушивших такой завет, запрещающий «...давать в рост брату своему...».
 
Изменив название, но оставив суть происходящего, формальное спасение было обеспечено и сделки, основанные на запретном плоде высокого процента за кредит стали повседневностью. Их называли как угодно: провизия (Provision),  взымание (Gebueren), надбавка (Aufschlag) и т.д.
 
Один брат стал давать «...в рост...» другому брату, и когда тот не мог отдать, разумеется с процентом, то братство рушилось и начиналась войны, долговые походы, расширене своего владения за счёт того, что было у «бывшего брата», он ведь оказался «должным», т.е. должником. Не это ли состояние и результат «роста» заранее предсказано и запрещалось...
 
Вот ещё несколько цитат по теме нашего повседневного «роста» и о ценностях, забытых или непопулярных, интерпретированных и перефразированных с умыслом или интересом, и интерес этот наверняка оправдан.
Но как интересно было бы применять их сегодня в оригинале, отвлекаясь при этом от тех мимолётных реалий, которые так же станут через века и для потомков дикими и непонятными, как нам не понять проблем средневекового горожанина или сельчанина, торговца и строителя.
 
Вторая Книга Моисея. Исход, Глава 22.
« 22.25 Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста..
 
А вот ещё и ответ на вопрос, который задают себе многие, и даже те, кто никогда не бастует прося повышения зарплаты и те, кому нечего бросить на улицу в упрёк, как молоко, выливаемое на асфальт фермерами сегоднашней Голландии, Бельгии, Франции. Ведь молоко тоже можно отнести к «tangible asset», это не цифра, её не бросишь и не пощупаешь...
 
Псалтырь Глава 14, Псалом Давида:
« 14.1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
...
14.2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
14.3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
...
14.5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.»
 
Библия, Евангелие, От Матфея, глава 23:
«...23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять...»
 
Как жаль, что говоря о проценте невозможно прочувствовать запах мяты, аниса и тмина, а лишь узнать цифру из условий и положений или услышать в разговоре ссылку на них. Сегодня это обычно одинаковый в любой части света запах кофе в офисе, в котором к нам вряд ли обратятся с приветствием: «брат».

Автор публикации

Юрист Vitaliy Haupt
Ганновер, Германия
Германия: правовые, разъяснительные, экспертные, процессуальные, договорные и языковые вопросы немецкого права на русском языке. Для компаний и частных лиц.

Да 12 12

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Vitaliy Haupt, Морохин Иван, Солдатенков Владислав, Климушкин Владислав, Местная Лика, +еще 1
  • 27 Февраля 2012, 03:47 #

    Herr Виталий! Каждый раз, смотря на города российские 21 века, хочу провести параллель с Магдебургским правом. Но у Вас на это прав больше. Может напишите?

    +2
    • 27 Февраля 2012, 03:55 #

      Говорить о праве есть право у всех, и оно одинаково… Вы наверное имеете в виду «возможность»… Здесь я даю отрывки (подправленные и «подогнанные») из уже мной написанного. Обязательно учту Ваше пожелание и напишу, но по наличию времени.

      +4
      • 27 Февраля 2012, 03:59 #

        предложение, подкупающее своей новизной! Я делаю иллюстрированный пост с фотографиями «магдебургских городов» бывшего СССР и нынешней российской действительности. А Вы развиваете тему как юрист, специалист и бывавший в самом Магдебурге (я там был в 1990-м и это почти неправда)

        +1
    • 27 Февраля 2012, 05:32 #

      Виталий как всегда обратил внимание на грабительскую сущность процентов, особенно любимых банкирами «прогрессивных», «сложных» и «составных», которые по своей сути являются не вознаграждением за собственные труды, а одним из видов дани, взимаемой в первую очередь с беднейших, за саму возможность их выживания, в условиях «культа потребления».

      +7
    • 27 Февраля 2012, 11:33 #

      Спасибо за небольшой экскурс в историю. Полностью согласен с вредом природы процента. Простите, если повторюсь, но не так вреден процент за пользования заработанными плодами (собственными деньгами), как бессовестен современный процент за деньги, которых у банков нет.

      +4
      • 27 Февраля 2012, 16:15 #

        Вредна не столько его природа, сколько толкование, применение и монополизация знаний о нём.
        Более половины всех проблем основаны на НЕЗНАНИИ функций, истоков и форм любого инструмента.
        В данном случае для многих может стать новым, то, о чём не пишут в учебниках и не преподают в школах, но что известно уже тысячелетиями и старо как мир…

        +6
        • 27 Февраля 2012, 22:34 #

          Так что же нам делать? Ну что бы стать братьями! Ваше мнение много стоит.

          +1
          • 27 Февраля 2012, 23:20 #

            Это был риторический вопрос...? Каждый делает в силу своих возможностей, но думаю, всегда стоит работать над своими знаниями и стремиться владеть немного более того, что преподносят в виде «обязательного образования или программ». Если мне удаётся кому то, где то или как то открыть что то новое, то я свою «братскую миссию» по передаче информации выполнил. И тут Вы правы, стоит не сама информация, которая витает в воздухи и которую нужно лишь взять, на каком бы языке она не находилась, и передать, а мнение, т. е. обрабртка или оценка уже имеющейся исходной инфо. или тем более сучая.
            Втречный вопрос: переданная мной в статье информация находится где, и кто её «не по братски» удерживает от содержания учебника?…

            +4
            • 27 Февраля 2012, 23:24 #

              Ну учебники то пишут господа, явно не участвующие в проекте Праворуб!!:) Во всяком случае пока.

              +2
              • 28 Февраля 2012, 15:29 #

                Добавлю: написать — ещё не значит передать знания или информацию. Иногда (почти всегда) пишится интерпретация или «изложение», проверенное и допущенное, в соответствии с… и под руководством ...
                Это и есть монополизация информации, контроль и манипуляция через «официальное мнение» и «фильтрацию источника».
                Предлагаю работать с источником, используя и моё мнение на нашем ресурсе как всего лишь указатель направления к нему.

                +4
    • 28 Февраля 2012, 21:34 #

      Класс!!! А если ещё процент проанализировать глобально и посмотреть: А за счёт чего в реальных товарах изымается процент и как это влияет на инфляцию? То станет ясно очень многое!
      Спасибо за статью!

      +2
      • 29 Февраля 2012, 19:28 #

        Рад, что Вам понравилось моё «мнение», голосуйте за него!
        Глобальный анализ так же возможен. По теме НДС как процент, его природа и истоки — могу предложить Вам соавторство, где я изложу знания из немецких источников и выдержки из моих трудов, а Вы о российской — вот и будет почти «глобально».

        +4
        • 01 Марта 2012, 17:05 #

          Так я сразу проголосовал, у меня вообще Вы стоите в постоянной подписке :)
          Что касается НДС, но российская «история» этого налога мне хорошо известна. Присылайте набросок статьи, я сделаю предложения по добавкам о нашем НДС в виде отдельного файла, а там можно будет уже всовывать эти добавки в текст. Хотя, мне больше нравиться пользоваться функцией «рецензирование» в редакторе Word, поскольку она лучше позволяет совместно работать и править.

          +2
          • 01 Марта 2012, 17:28 #

            Договорились, но временные рамки не ставлю, по свободе вышлю.
            Кроме того желательно знать мнение публики: такие совместные усилия кроме нас обоих кому-то ещё интересны?
            Если «по звёздам никто давно не ориентируется» — чего их зажигать, по небу лазить, тратить расстояние и время… ;)

            +4
    • 01 Марта 2012, 05:50 #

      В общем-то, процент — явление вечное. Ведь всегда были, есть и будут люди, которые хотят получить «все и сразу», либо выйти хоть раз из состояния «жить по средствам». Проблема тут не столько в тех, кто создал процент, сколько в тех, кто испытывает потребность в кредитах, ипотеках и прочих «быстрых приобретениях». Грустно то, что такими людьми являются практически все граждане нашей планеты, что делает кризисы и падения финансовых систем неизбежными.

      +2
      • 01 Марта 2012, 12:08 #

        практически все граждане нашей планетыпозвольте не согласиться, вот, посмотрите на этих людей, они чисты и их большинство на этой планете, но они на ней не хозяева… Не зря вещь называется «Purity»...

        +4
        • 01 Марта 2012, 12:27 #

          Не поверите, про сибиряков тоже порой думают, что они живут в глуши, ходят на лыжах и ни в чем не нуждаются. Но около 90% знакомых мне сибиряков по уши в кредитах и ипотеках :) Хотя Вы правы, долговая зависимость — это наверное, все-таки «европейский диагноз».

          +2
          • 01 Марта 2012, 12:49 #

            Это легко и быстро-передающаяся, резистентная ко всему и высокотоксичная, заразная и почти всегда хроническая болезнь, которая грозит уничтожением всего человечества, если вовремя не ввести «карантин» и полную изоляцию носителей и «распространителей».
            А «диагноз» — это всего лишь мнение врача о болезни, не более, им можете считать мою статью, хотя у другого «хирурга» или «патолого-анатома» может быть и другое мнение.

            +4
    • 10 Марта 2012, 06:02 #

      теперь уже поздно

      +2

      Да 12 12

      Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

      Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

      Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

      Рейтинг публикации: «О финансовом, кредитном и банковском праве Германии. Экскурс в историю процента и долга. Забытые ценности и новая фикция новой религии. Часть 9.(18)» 2 звезд из 5 на основе 12 оценок.

      Похожие публикации