Об услугах с ценными бумагами и деятельности по услугам о области ценных бумаг
Право осуществления услуг в области ценных бумаг основывается на положениях MiFID (Директива о рынках для финансовых инструментов), где объеденины предидущие директивы об услугах с ценными бумагами.
На основе заложенных в ней подробных и обширных требований MiFID может считаться директивой о праве капиталовложений или даже считаться своего рода «конституцией» права вложений в ценные бумаги. MiFID не распространяет своё действие на закрытые фонды. Класификация «бондов» в ней так же не предусмотрена. Реализация положений этой директивы в национальном законодательстве Германии осуществлена в 2007 году.
Компании по операциям с ценными бумагами являются юридическими лицами, которые осуществляют коммерческую деятельность в виде услуг с ценными бумагами для третих лиц или в виде вкладов за исключением страховых компаний. Компании по операциям с ценными бумагами так же могут осуществлять свою деятельность на всей территории сообщества при наличии европейского паспорта. К условиям допуска к этой деятельности относится членство в одной из систем обеспечения вкладов, наличие минимального собственного капитала и определённые требования к организации структуры предприятия.
Регулярный контроль и наблюдение за действием компании осуществляет ответственное национальное ведомство. Величина начального капитала ценных бумаг компании определяется в зависимости от направления деятельности компании. Для компаний, которые по поручению клиентов управляют денежными средствами и/или ценными бумагами и принимают, выполняют или направляют поручения от вкладчиков или управляют индивидуальными портфелями вкладчиков необходим начальный капитал в сумме 125.000 Евро, при условии, что все операции происходят не под своим именем. Страны-участники Евросоюза могут снижать сумму до 50.000, если компания не допущена к операциям по приёму и управлению средствами клиентов и производит операции под своим именем или не имеет права вступать в обязательственные отношения с клиентом. В других случаях необходимо наличие начального капитала в сумме 730.000 Евро.[1]
Этими требованиями узкого определения компаний по ценным бумагам в директиве не были обременены в особенности британские компании по операциям с ценными бумагами, которые действуют на контитентальной территории Европы и состоят в конкуренции с другими европейскими компаниями. По принципу «тот же бизнес, те же риски, то же регулирование» были созданы различные гармонизирующие требования к компаниям по ценным бумагам и кредитным институтам. Примером тому может служить требование к достаточному обеспечению собственным капиталом.
Услуги в сфере опреаций с ценными бумагами подлежат соблюдению определённых правил о благонамеренных действиях. Так например маркетинговые высказывания должны носить однозначный характер. Особенно важны соблюдение требования и обязанностей, относящихся к информации, разъяснению, консультации и документированию в работе с мелким вкладчиком.[2] Множество вопросов к допуску бонусов и стимулирующих оплат были поставлены MiFID. Признано действие принципа «Best-Execution», согласно которому поручение клиента в отношении цены, курса, скорости и вероятности исполнения и рассчёта должно быть выполнено с наибольшим и наилучшим достижимым результатом для клиента.[3]
Торговые системы допускаются на регулируемый рынок тогда, когда они достаточно соответствуют концепции ограничения конфликта интересов, рисков и непредвиденных ситуаций, а так же руководятся надёжным и опытным персоналом. Кроме того необходимы чёткие и понятные правила допуска к рынку и торговли в нём. Наблюдение и контроль за соблюдением этих правил должен быть обеспечен с планом уведомления о нарушениях и отклонениях от нормы.
Право оказания улуг в сфере операций с ценными бумагами разделяется в соответствии с группами клиентов.[4] С одной стороны существуют мелкие клиенты, с другой профессиональные крупные. Последние разделяются на тех, которые изначально являются профессиональными клиентами (т.н. «прирождённые» профессиональные клиенты) и на тех, которые по заявке могут считаться профессиональными клиентами (т.н. «коронованные» профессиональные клиенты).
Компенсации вкладчикам
Согласно директиве о компенсациях вкладчикам, принятой в 1997 году, компании, которые пердлагают услуги и операции с ценными бумагами должны принадлежать к одной из систем обеспечения вкладов. Этим в первую очередь гарантируется защита вкладчиков, а так же защита доверия в финансовую систему внутреннего рынка Европы и способствует развитию функциональности этого рынка.
Каждое государство-участник обязано основать действующую и признанную государством систему компенсации вкладчиков. Компании по операциям с ценными бумагами могут лишь тогда осуществлять свою деятельность, когда они станут участником такой системы. Если компания предлагающая услуги по операциям с ценными бумагами является так же кредитным институтом, который уже принадлежит к одной из систем обеспечения вкладов согласно директиве,[5] то она освобождается от обязанности членства в системе как компания по ценным бумагам.[6] Филиалам внутри сообщества дозволено в рамках принципа «Topping-up» увеличивать степень безопасности вкладов тем, что они могут присоединяться к системе обеспечения вкладов сообщества, если в стране материнской компании существуют другие стандарты обеспечения, ниже тех, которые обязательны к соблюдению внутри сообщества.
Перед обработкой наступившего случая компенсации обеспеченного системой вклада национальное внутренее ведомство должно установить невыполнимость требования или предоставить судебное заключение о замораживании требования вкладчика. Каждый вкладчик, который доверил свои денежные средства или финансовые инструменты компании предлагающей операции с ценными бумагами, должен быть защищён. Не смотря на это национальным законодательством стран-участниц могут быть приняты исключения касающиеся профессиональных и институционных вкладчиков. Обеспечение вклада охватывает сумму требования по вкладу, котрый не может быть возвращён или выплачен. Каждый отдельный вкладчик имеет максимальную сумму обеспечения его вклада в размере 20.000 Евро.[7]
Об эмитенте
Требования к ясности и прозрачности
Равноправие в доступе к информации участников рынка должно быть достигнуто наибольшей ясностью и прозрачностью рынка ценных бумаг. Вкладчики должны иметь возможность основательно оценить результаты бизнеса и состояние дел эмитента. В связи с этим были обновлены положения ранее существовавшей директивы новой директивой о ясности и прозрачности.[8] Именно в этой директиве находятся требования к регулярной и постоянно обновлаемой информации об эмитенте и его ценных бумагах, находящихся на регулируемом рынке. Прозрачные и слажено функционирующие рынки должны способствовать развитию внутреннего рынка сообщества и укреплять защиту вкладчика.[9] Процесс контроля за соблюдением требований к прозрачности возложен на отдельные государства сообщества, в которых зарегистрированы контролируемые компании. Реализация этих требований в Германии произошла с вступлением в силу закона об осуществлении требований к прозрачности [10] и закона об электронном торговом товарищеском и копроративном регистре.[11]
Регулярная информация о эмитентах находится в годовых отчётах эмитентов акций и займов, а так же в полугодовых отчётах, об эмитентах регулируемого рынка кроме того ещё и в промежуточных отчётах руководства компаний.[12] Исключениями в обязательном предоставлении отчётности составляют в конкретных случаях общественные эмитенты и при торгуемых на регулируемом рынке долговых обязательств с штучной стоимостью более 50.000 Евро.[13]
Кроме обязанности в регулярном предоставлении отчётности существует так же обязанность в предоставлении текущей информации. При наличии существенных участиях капитала такая текущая информация предоставляется о приобретении или продаже этих участиях капитала или весомых правах голоса. Обязанность о предоставлении информации владельцу ценной бумаги регулируемого рынка отличается от обязанности перед акционерами или перед владельцами долговых обязательств.
Требования к проспекту
Для усиления защиты вкладчика принят единый стандарт для проспектов, который относится к любому открытому для публики предложению ценной бумаги и как условие к допуску ценной бумаги на рынке регулируемого рынка. Требования к проспектам находятся в Директиве о проспектах 2003/71/EG, которая заменила две предшествующие директивы, а именно о эмисионном проспекте[14] и о кодификации биржевого права.[15]
Реализация требований этой директвы в Германии была проведена с принятием закона о проспектах ценных бумаг.[16]
Директива о проспектах устанавливает требования к проспектам, которые должны быть опубликованы при общественном предложении ценной бумаги или при допуске ценной бумаги к торговле на регулируемом рынке. К требованию о публиковании проспекта существует масса исключений, например при предложениях ценной бумаги юридическому лицу или если круг тем, кому ценная бумага предлагается слишком узок, стоимость отдельной бумаги очень высока или их количество очень мало.[17] К исключениям так же относятся предложения ценных бумаг для обмена или преобразования, а так же в других случаях в регулируемом рынке. При наличии у эмитента т.н. европейского паспорта он может использовать имеющийся у него допуск во всех странах сообщества. Страны сообщества должны в свою очередь заботится о соответствующих нормах по привличению к ответственности в случаях несоблюдения требований к проспекту.
Устранение возможностей злоупотребления рынком
Беспрепятственная функция рынка ценных бумаг предполагает высокую интеграцию рынка, без которой эффективный финансовый рынок невозможен. Достижению этой цели посвящена директива 2003/6/EG об устранении злоупотребления рынком, сопутствующие три руководства к её реализации[18] принятые Комиссией и распоряжение Комиссии.[19] Эти требования к устранению злоупотребления рынка заменяют ранее существующие директивы о т.н. инсайдерных сделках (от 1989) и о директиву об услугах в операциях с ценными бумагами (от 1993 года). В рамках реализации требований этой новой директивы в Германии путём принятия закона об улучшении защиты вкладчиков были произведены изменения в законе о ценных бумагах (WpНG). В связи с этим Федеральное Ведомство по Контролю за Услугами в области Финансов (BaFin) в 2005 году опубликовало руководство для эмитентов.
Инсайдерные сделки
Информация инсайдера это не доступная широкой общественности специальная информация, которая прямо или косвенно касается эмитентов финансовых инструментов или касается самих финансовых инструментов и способна при её использовании влиять на курс ценной бумаги.[20] Согласно этому определению простые слухи или необязательные советы о покупке ценной бумаги в силу отсутствия точности и достоверности не относятся к инсайдерной информации. Влияние на курс подразумевает, что вкладчик использует эту информацию как возможную часть своего решения о вкладе.[21]
Для того чтобы предотвратить сделки, основанные на инсайдерной информации существует обширный запрет осуществления сделок для определённых групп лиц из круга эмитентов и для тех, кто по необходимости своей профессии владеет информацией или для тех, кто уже осуждался за противоправные действия (т.н. первичный круг инсайдеров) .[22] Соответствующее требование действует для других лиц, владеющих инсайдерной информацией, которые знали или должны были знать, что имеют именно такую информацию (т.н. вторичный круг инсайдеров).[23] Инсайдерам запрещено передавать известную им информацию третим лицам или давать на её основе рекомендации. Обязанность к публикации данных должна соблюдаться с максимально низким уровнем инсайдерной информации.
Манипуляция рынком
Запрещённые манипуляции рынка происходят с одной стороны в виде процесса торговли, например когда от сделки или заказа исходят неверные сигналы, курс неестественно подвержены влиянию или с ними связаны неверные представления вкладчика. С другой стороны существуют манипуляции рынка основанные на подаче информации, когда например неверная или вводящая в заблуждение информация распространяется участникам рынка. Особенно запрещены такие действия как занятие на рынке доминирующей позиции, нацеленные покупки или продажи непосредственно перед закрытием торгов с целью манипуляции показания последней котировки („Marking of Close“) или публичные выступления о финансовых продуктах после предварительно, тайно осуществлённой сделки („Scalping“).
Штрафные санкции
Согласно общеевропейских требований необходимо заботиться о том, чтобы при выявлении нарушений ответственный несли административную ответственность или были подвержены санкциям. В немецком уголовном законодательстве произведены соответствующие изменения в нормах, относящимся к этим видам деятельности.[24]
Норма -Полное название — Значение по русски
WpPG
Wertpapierprospektgesetz
Закон о проспекте ценной бумаги
WpHG
Wertpapierhandelsgesetz
Закон о торговле ценными бумагами
EHUG
Gesetz ?ber Elektronische Handels-, Genossenschaft- und Unternehmenregister
Закон о регистрах электронной торговли, товариществ и компаний
TUG
Transparenzrichtlinie-Umsetzungsgesetz
Закон о реализации директивы о прозрачности
MiFID
Markets in Financial Instruments Directive
Директива о рынках для финансовых инструментов
[1] Статья 5 Директивы 2006/49/EG
[2] Статья 19 Директивы 2004/39/EG
[3] Статья 21 Директивы 2004/39/EG
[4] Статья 4 Директивы 2004/39/EG
[5] Директива 94/19/EG
[6] Статья 2 Директивы 97/9/EG в сочетании со Статьей 3 Директивы 94/19/EG
[7] Статья 4 Директивы 97/9/EG
[8] Директива 2004/109/EG
[9] Статьи 1, 5, 7, 25 Директивы 2004/109/EG
[10] Transparenzrichtlinie-Umsetzungsgesetz (TUG)
[11] Gesetz ?ber Elektronische Handels-, Genossenschaft- und Unternehmenregister (EHUG)
[12] Статьи 4, 5, 6 Директивы 2004/109/EG
[13] Статья 8 Директивы 2004/109/EG
[14] Директива 89/298/EWG
[15] Директива 2001/34/EG
[16] Wertpapierprospektgesetz (WpPG)
[17] Статья 3 Директивы 2003/71/EG
[18] Директива 2003/124/EG (о реализации Директивы 2003/6/EG)
[19] Распоряжение 2273/2003 (EG)
[20] Статья 1 Директивы 2003/6/EG
[21] Статья 1 Директивы 2003/124/EG
[22] Статья 2 Директивы 2003/6/EG
[23] Статья 4 Директивы 2003/6/EG
[24] § 14 Abs. 1, § 38 WpHG