Согласно ст. 78 ФЗ об АО крупной сделкой считается сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, за исключением сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, сделок, связанных с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, сделок, связанных с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества, и сделок, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уставом общества могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок, предусмотренный настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 79 ФЗ об АО крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров в соответствии с настоящей статьей.
Таким образом, крупная сделка — это по смыслу закона гражданско-правовая сделка, поскольку направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Гражданские права и обязанности как результат совершения сделки — это категория гражданского права в сфере материально-правовых отношений.
Процессуальные же действия лиц, участвующих в деле, относятся к сфере процессуально-правовых отношений. Поэтому на процессуальные действия (и на отказ от иска как одно из них) не распространяется действие ФЗ об АО в части регулирования одобрения крупных сделок.
Согласно п. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других — участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Из данной нормы также следует, что результатом решения собрания являются гражданско-правовые последствия (категория материального права, а не процессуального).
Согласно п. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно п. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Таким образом, как следует из содержания п. 5 ст. 49 АПК РФ, недопустим отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В нашей ситуации противоречия закону нет, поэтому представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявил о нарушении прав других лиц — акционера (третье лицо), истец — ЗАО.
Однако доказательств нарушения прав акционера не привел (возможное нарушение — это возможные недополученные акционером дивиденды, хотя выплата дивидендов — право, а не обязанность акционерного общества).
Итак, один из доводов представителя третьего лица, который интересен, будучи экзотичным, — это необходимость одобрения крупной сделки, к которой он относит такое процессуальное действие как отказ истца от иска.
По аналогии с отказом истца от иска, по логике представителя третьего лица, можно отнести к крупным сделкам такие процессуальные действия как уменьшение истцом размера исковых требований, признание ответчиком иска, заключение мирового соглашения.