Несколько раз я участвовала в делах частного обвинения в мировых судах в городе Омске и Омской области. Почти в каждом случае это было дело, в котором каждая сторона и обвинитель, и подозреваемый. Хочу поделиться своими наблюдениями по этой теме. Полезно будет скорее начинающим адвокатам. Хотя я тоже ещё совсем новичок.
Как правило дела встречного частного обвинения можно перевести на неправовой язык как соседская драка. Это для понимания природы отношений сторон. Скорее всего, конфликт начался задолго до самой драки и будут с обеих сторон обвинения вроде «ваши куры наших коров обплевали в 99ом» и «ваша дочь нашему внуку мел в портфель положила». На мой адвокатский взгляд это не важно. Если вас обижают куры соседа это не повод его бить. В нашей стране бить людей пока ещё запрещено.
Есть две вещи, которые подтвердят факт нанесения телесных повреждений: медицинские документы и признание вины. Первое в ваших руках, второе нет. Так что сделайте всё, что в ваших руках. Также не забываем, что нет бумажки- значит не было. Я про документы о дальнейшем лечении и чеках из аптеки. Они нужны также для обоснования гражданского иска.
Судья не дурак. На мой взгляд, судья ещё во время чтения заявлений о возбуждении дела частного обвинения понимает кто бил, а кто нет. Коллега рассказывал (показания с чужих слов, но случай примечательный), что однажды судья пришла в зал и пока ждали секретаря прямо сказала сторонам, что они занимаются ерундой, так что советую мириться, а то сейчас оба получите по судимости, зачем она вам.
Судья может поддержать цирк, но это для души, а не для решения. В продолжение к предыдущему пункту. Цирк на определенном этапе почти наверняка начнётся. На 2, 3, 4, 5 заседании, но однажды точно пойдут вопросы свидетелем о том, что не думаете ли вы, что вас ударили потому что за полгода до этого ваш внук сказал его деду, что ваш котик видел их маму, которая грубила вашему свёкру пока он сидел на крылечке в полнолуние. Смысла ноль, но слёзы, семейные драмы и корвалол. Судья может даже лезть во все эти дебри, расспрашивать, делать перерыв, чтоб все поплакали. Но это не значит, что она на стороне плачущего.
В частном обвинении можно примириться. И об этом будет довольно часто напоминать сторонам, кто-то мельком, кто-то громко и часто. Учтите, что даже при условии, что заявитель прав, суд может длиться месяцами. Все хотят возмездия, если его обидели. Особенно ярко это видно, когда обидели женщину и её хотят защитить её взрослые дети или муж. Но далеко не все понимают, что такое долгий суд. Тем более когда вам на каждом процессе будут говорить, что вы ещё и подозреваемый. Возможно придут какие-то знакомые, которые будут так же говорить о вас гадости в рамках характеризующих данных о личности. Не все готовы это терпеть. Я никогда не призываю доверителя примиряться, но я просто заранее предупреждаю что его ждёт.
Причина по которой второй заявитель предъявляет встречное обвинение. Это один из моих любимых моментов с психологической стороны вопроса. Зачастую где-то в своём воспалённом мозгу подозреваемый решает, что нападение- лучшая защита. И потом случаются казусы. Например, однажды в первом заседании человек говорит, что его не били, на следующем приносит встречное заявление и потом в прениях ставит себе в заслугу, что «в отличии от второй стороны я всегда хотел мириться!».
Второй пример: «я узнал, что она подала заявление и тоже решил подать». В случае, если к вашему доверителю применяется такой способ атаки со второй стороны, советую в прениях прямо сказать, что естественным позывом для гражданина РФ, когда его обидели, будет обратиться к государству за:
1) защитой и 2) лечением. А если он это делает, только «в ответ», то закрадываются смутные сомнения в мотивах его действий.
Статья написана для тех, кого ждут первые подобные суды. Всегда хорошо знать в какую сторону смотреть и чего ждать.