Отдельно в Послании сказано о создании для предпринимателей условий результативного труда. В этой связи констатировано: «Мы не в первый раз говорим о необходимости новых подходов в работе надзорных, контрольных, правоохранительных органов». «Это позволит,- как сказано в Послании,- отсечь немотивированные и, ещё хуже, «заказные» визиты контролёров». «Вместо того,- сказал Президент,- чтобы пресекать отдельные нарушения, закрывают дорогу, создают проблемы тысячам законопослушных, инициативных граждан».
Указанными мотивами в Послании обусловлено выдвижение Президентом РФ мер, связанных с проверками бизнеса.
Однако при этом не сказано ни слова о том, что вовсе не исключен «заказной» характер действий правоохранителей в уголовно-правовой сфере. В частности, оставлено без внимания изменение незадолго до оглашения Послания уголовно-процессуального законодательства, которое облегчило создание правоохранителями проблем бизнесменам «заказными» уголовно-процессуальными решениями.
Говоря иначе, при провозглашенной либерализации проведения разного рода проверок, в Послании оставлено без внимания происшедшее практически одновременно с этим провозглашением сохранение самого мощного рычага воздействия в результате «заказных» действий следственных органов в отношении отдельных предпринимателей, что по существу нивелирует возможный положительный эффект от планируемых Посланием мер.
Имея возможность производства лишь плановых проверок, при таких обстоятельствах всегда есть возможность спонтанно, по самым разным мотивам и в любое время, умышленно «урезонить» предпринимателя возбуждением уголовного дела по поводу якобы имевшегося его уклонения от уплаты налогов.
Если говорить о конкретике, то речь идет о последних изменениях в ст. 140 и 241 УПК РФ в отношении возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198- 199-2 УК РФ.
Этими изменениями, имевшими место в связи с принятием федерального закона № 308-ФЗ от 22 октября 2014 года, предусмотрен общий порядок возбуждения уголовных дел о преступлениях, предусмотренных указанными статьями УК РФ.
При этом упразднен прежний, согласно которому поводом для возбуждения уголовного дела служили только те материалы, «которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела» (часть 1.1 ст.140 УПК РФ была введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ).
О направленности упомянутых Президентом РФ заказных действий говорилось в Государственной Думе при обсуждении упомянутой законодательной новеллы Президента РФ.
Подробно об этом сказано депутатом С.М. Катасоновым:
«Меня смущает одно: мы с вами знаем, что очень часто сегодня силовые структуры отвлекаются на коммерческие вопросы, они тратят средства на прослушивание, на внешнюю разведку, на переговоры, но, как показывает опыт, нередко за этим стоят политические мотивы — те или иные предприятия поддерживают оппозицию, те или иные оппозиционные, скажем так, лидеры имеют какие-то предприятия и так далее. Мне кажется, что вследствие этого решения мы получим дополнительные бюджетные расходы, дополнительные затраты, но результатов по налогам мы не получим» (стенограмма заседания Государственной Думы РФ от 10 декабря 2013 года при обсуждении внесенного Президентом РФ проект закона № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», предполагавшего возвращение общего порядка возбуждения уголовных дел указанной категории).
Никакого опровержения позиции депутата и Президента РФ о возможном «заказном» характере действий правоохранителей, в Государственной Думе не прозвучало. Кроме того, депутат М.И. Сердюк на этом же заседании обратил внимание на планирующееся указанное изменение закона и в условиях, когда «рейдерство бушует в стране», «многие действия силовиков приводят к обратному».
Таким образом, нельзя не заметить очевидное противоречие.
С одной стороны, Президент РФ сказал о предполагаемых препятствиях для «заказных» действий чиновников, с другой – умолчал об уже осуществленной практически одновременно с оглашением Послания, по его же инициативе, мере по законодательному устранению препятствий для «заказного» характера действий следователей, выполняющих работу по корыстным или политическим мотивам по наущению тех или иных сил.
Напоминаю, что до внесения указанного изменения в закон, следователь, возбуждая уголовное дело, с 2011 года был ограничен в таких возможностях в виду необходимости решения налогового органа в качестве единственного повода возбуждения уголовного дела.
По словам депутата В.В.Пинского на этом же заседании Государственной Думы,
«Когда в 2011 году принимался нынешний порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, мотив был простой: исключить необоснованные уголовные дела в этой сфере».
Получается, что законодатели, в очередной раз изменив порядок возбуждения уголовных дел об указанных преступлениях, наступили на те же грабли, вернулись к возможной реализации того, чего хотели совсем недавно избежать…
Провозглашаем одно, а по умолчанию делаем другое.
Порождаемые властью фактические обстоятельства логически подводят к неприятному вопросу: а не идет ли речь о замаскированном стремлении повысить эффективность «телефонного права» в уголовном процессе? Это когда исходящий от заинтересованного лица «сигнал» о возбуждении уголовного дела должен проходить быстро и «без затей» в виде излишних посредников. Последние ведь совсем не предназначены для роли хранителей тайны такого рода вмешательства.
Не противоречит положительному ответу на этот вопрос совокупность уже осуществленных мероприятий.
В их ряду – изменение подследственности дел об указанных преступлениях.
От следователей органов внутренних дел, в которых за годы сформировались профессионалы в области расследования дел о налоговых преступлениях, дела этой категории переданы в СК РФ, где таких профессионалов не было и еще долго не будет.
Понятно, что такому следователю проще навязать определенные действия и решения. Да еще подкрепить заключением экспертиз, которые неправомерно проводятся специалистами самого Следственного комитета РФ [1].
А чтобы «заказные» решения следственных органов не имели осечек в суде, и чтобы решения арбитражных судов не создавали препятствий по принципу преюдиции решениям судов в уголовном процессе, эти суды надо было объединить в единый орган и под одним руководством.
Не слишком ли много совпадений, которые язык не поворачивается назвать случайными? Я уж не говорю о «долгожителях» на высших должностях руководителей правоохранительных органов и суда, общеизвестном усечении полномочий прокуратуры в стадии предварительного следствия, соответствующем расширении полномочий СК, получившего, наряду с прочими, и фактическую свободу действий при возбуждении уголовных дел указанной категории…
Итак, с учетом изложенного, при обращении к указанному Посланию, к документам, сопровождавшим указанный проект закона при прохождении в Государственной Думе, а также к выступлениям депутатов-сторонников изменения в процессуальном законе по инициативе Президента РФ, нельзя исключить, что имела место попытка сокрытия от общественности истинного смысла этих изменений в виде создания условий для облегчения появления «заказных» уголовных дел по указанной категории преступлений.
Насколько верно это предположение, покажут последующая статистика по делам указанной категории, а также прослеживаемые мотивы применения уголовного закона к тем или иным предпринимателям (см. уже цитированное выступление депутата С.М. Катасонова).
[1] Назаров О.В. «Судебно-экспертная деятельность не должна подчиняться следственным органам». Законодательство и экономика, №6, 2014.