За эти годы моими доверителями заключались самые разнообразные договоры поставки, в основном на условиях покупателей, большинство из которых являются «флагманами экономики» страны и которые не очень позитивно относятся к правке предложенных ими редакций договоров.
Насмотревшись на это многообразие «кабальных сделок», поработав долго по данной тематике в судах, стал потихоньку исправлять данную ситуацию. Добиваем их протоколами разногласий. Естественно и доверителям необходимо популярно объяснять зачем и почему мы бьемся за «нужные нам договорные условия» и каковы последствия формального заключения договоров поставки.
Ввел в оборот собственные обобщения собственной судебной практики, которые рассылаю по электронной почте сотрудникам предприятия доверителя. Одно из таких обобщений (о том как избежать негативных последствий при заключении и исполнении договоров поставки) решил попробывать разместить здесь для внимания руководителей предприятий и юристов, работающих в данной области. Написано не академическим языком, «доступным не для юристов», может быть поэтому в ответ пришло много слов благодарности с обещанием учесть все советы.
Оно и мне легче потом представлять интересы доверителей в суде. Итак, такое вот обобщение:
Уважаемые коллеги!
В последнее время, количество дел в арбитражных судах существенно увеличивается. В крупных компаниях («флагманах экономики») создаются целые отделы, которые занимаются подсчетом и взысканием неустоек и штрафов с поставщиков, и даже более того, тем, что ищут любую возможность отказа от оплаты поставленного товара, опираясь при этом на недостатки товарно-сопроводительных документов, отсутствие полномочий принимающих товар лиц, недостатки товара по качеству и т.п. Что самое интересно, данные отделы окупают себя. Из этого необходимо сделать соответствующие выводы.
В связи с этим предлагаю Вашему вниманию основные ошибки, которые следует исключить при заключении и исполнении договоров поставки, основанные на обобщении собственной практики. По сути это Ваши ошибки, которые пока что не стали для Вас убытками.
Содержание договоров поставки.
1). Момент оплаты. Очень часто в редакции договоров покупателя имеется условие о том, что товар считается оплаченным с момента списания денежных средств со счета покупателя.
Данное условие, в ситуации, когда чуть ли не раз в неделю у коммерческих банков отзываются лицензии и вводится процедуры банкротства, необходимо категорически исключать из содержания договоров. Поставщик не должен нести риск, связанный с выбором покупателем обслуживающего банка.
2) Ответственность сторон. Она должна быть как минимум одинаковой как для покупателя, так и для продавца. Зачастую в проектах покупателей содержится условие об ответственности поставщика в виде неустойки 0,1% от цены договора за просрочку в поставке, а покупатель несет ответственность в виде процентов за просрочку в отплате, да еще и не более 30 дней.
Данные условия позволяют покупателю практически бесплатно кредитоваться за счет поставщика пока идут судебные процедуры взыскания долга, а это иногда более 6 месяцев, помимо предусмотренных договором отсрочек в оплате от 30 до 90 дней.
3) Условия оплаты. Все чаще покупатели включают в свои договоры условия, согласно которых оплата за товар может быть произведена при передаче поставщиком надлежаще оформленных счетов-фактур, реже паспортов изделий, сертификатов, разрешений на применение и т.п. документации. Поскольку в счете-фактуре нет раздела, подтверждающего его получение, в суде аргументация покупателя сводится к тому, что поставщик не передал ему оригинал счета-фактуры и т.п. и поэтому мы не платим.
Условие оплаты привязано к факту передачи документов и это уже близко к некомплектности поставки. Выход таков: либо данные условия из договора исключать, либо включать условие о том, что если в течение 5 дней с момента поставки покупатель не заявил об отсутствии предусмотренных договором документов они считаются переданными и полученными покупателем.
Если не получилось обезопасить себя ни тем, ни другим способом остается высылать покупателю счета-фактуры письмом с описью вложения.
4) Приемка товара. Без разницы, что Вы там напишете, но поставщику всегда удобнее чтобы приемка товара была основана на инструкциях П-6 и П-7. Там очень дотошная схема и условия, которые в полной мере никем не соблюдаются, а это значит, что товар будет считаться принятым без замечаний.
Но главное, если Вы доставляете собственным транспортом – укажите в договоре на необходимость получения водителем доверенности от лица, ведущего приемку от имени покупателя или пропишите в договоре все фамилии, которым покупатель доверяет получение товара в договоре.
5) Договорная подсудность. Помимо указания на удобный для покупателя товара суд, по месту нахождения покупателя, встречаются и более экзотические варианты договорной подсудности, такие как разнообразные третейские суды. Подписывая такие условия договора необходимо знать, что это повлечет не только увеличение расходов на ведение дела в связи с командировками, но и за счет увеличения гонорара, поскольку одно дело сходить через дорогу в АС Тюменской области, а другое убить два- три дня на поездку в Сыктывкар или четыре в Красноярск в связи с отсутствием прямого авиасообщения.
Пример: два иска к одному и тому же ответчику от разных клиентов были рассмотрены в тюменском арбитраже через 20 дней с момента подачи, а в Ханты-Мансийске – в течение 2 месяцев. Расстояния имеют значение при назначении дела к производству, поскольку учитывается почтопробег.
Таким образом – добивайтесь рассмотрения спора удобным Вас судом, или хотя бы по месту нахождения истца.
Передача товара.
1). Если по условиям договора обязанность по поставке исполнена с момента передачи товара железнодорожному перевозчику, то обсуждать здесь особо нечего. Если Вы доставляете товар своим автотранспортом или бестолковыми предпринимателями, умеющими только крутить баранку своего Камаза, то необходимо втолковать водителям и экспедиторам, про обязанность четкого оформления ими товарно-сопроводительных документов.
Это товарно-транспортная накладная и накладная ТОРГ-12. Если в накладной есть отметка о получении товара с печатью организации и подписью с расшифровкой фамилии, это еще куда ни шло.
Очень часто ставится любой прямоугольный штампик с набором Б У КВ из которого явно не следует, что товар получил тот субъект которому он был направлен. Особенно характерны такие напонятные штампики типа «СКЛАД», «Участок бурения» для подразделений покупателя, находящихся вне его места нахождения. В этом случае нужно предусматривать установку таких штампиков прямо в договоре в качестве его образца, либо водитель-экспедитор должен требовать копию доверенности на получающее товар лицо.
Встречаются случаи, когда представители покупателя в суде утверждают, что у них нет такого сотрудника по фамилии «Нурмухаметов» и попробуй докажи, что товар был передан покупателю.
2). Инструктаж водителей экспедиторов и их должностные обязанности. Водитель должен знать, что согласно его должностной инструкции он обязан не только доставить груз, но и оформить надлежаще сопроводительные документы, под угрозой того, что возможный убыток может быть взыскан с него лично.
Водитель не имеет право уехать с места разгрузки без 100% подтверждения того, что он передал груз уполномоченному лицу и оформил как положено необходимые документы. Если ему не ставят штампик в накладной, это только повод дозвониться до руководства и постоять 3 часа, пока руководство на своем верху этот вопрос не решит.
Отговорки, что далеко ходить и нет печати – это не более чем отговорки – все есть и ходить далеко это обязанность принимающего товар лица, за которую ему платят деньги. Водитель должен знать какая «фамилия» уполномочена у покупателя принять груз, в случае указания на нее в договоре.
В случае если оформление документов откладывается на следующий день, рекомендую согласовать с водителем расходы на гостиницу, это гораздо дешевле возможных потерь при отказе судом в иске.