За эти годы моими доверителями заключались самые разнообразные договоры поставки, в основном на условиях покупателей, большинство из которых являются «флагманами экономики» страны и которые не очень позитивно относятся к правке предложенных ими редакций договоров.
Насмотревшись на это многообразие «кабальных сделок», поработав долго по данной тематике в судах, стал потихоньку исправлять данную ситуацию. Добиваем их протоколами разногласий. Естественно и доверителям необходимо популярно объяснять зачем и почему мы бьемся за «нужные нам договорные условия» и каковы последствия формального заключения договоров поставки.
Ввел в оборот собственные обобщения собственной судебной практики, которые рассылаю по электронной почте сотрудникам предприятия доверителя. Одно из таких обобщений (о том как избежать негативных последствий при заключении и исполнении договоров поставки) решил попробывать разместить здесь для внимания руководителей предприятий и юристов, работающих в данной области. Написано не академическим языком, «доступным не для юристов», может быть поэтому в ответ пришло много слов благодарности с обещанием учесть все советы.
Оно и мне легче потом представлять интересы доверителей в суде. Итак, такое вот обобщение:
Уважаемые коллеги!
В последнее время, количество дел в арбитражных судах существенно увеличивается. В крупных компаниях («флагманах экономики») создаются целые отделы, которые занимаются подсчетом и взысканием неустоек и штрафов с поставщиков, и даже более того, тем, что ищут любую возможность отказа от оплаты поставленного товара, опираясь при этом на недостатки товарно-сопроводительных документов, отсутствие полномочий принимающих товар лиц, недостатки товара по качеству и т.п. Что самое интересно, данные отделы окупают себя. Из этого необходимо сделать соответствующие выводы.
В связи с этим предлагаю Вашему вниманию основные ошибки, которые следует исключить при заключении и исполнении договоров поставки, основанные на обобщении собственной практики. По сути это Ваши ошибки, которые пока что не стали для Вас убытками.
Содержание договоров поставки.
1). Момент оплаты. Очень часто в редакции договоров покупателя имеется условие о том, что товар считается оплаченным с момента списания денежных средств со счета покупателя.
Данное условие, в ситуации, когда чуть ли не раз в неделю у коммерческих банков отзываются лицензии и вводится процедуры банкротства, необходимо категорически исключать из содержания договоров. Поставщик не должен нести риск, связанный с выбором покупателем обслуживающего банка.
2) Ответственность сторон. Она должна быть как минимум одинаковой как для покупателя, так и для продавца. Зачастую в проектах покупателей содержится условие об ответственности поставщика в виде неустойки 0,1% от цены договора за просрочку в поставке, а покупатель несет ответственность в виде процентов за просрочку в отплате, да еще и не более 30 дней.
Данные условия позволяют покупателю практически бесплатно кредитоваться за счет поставщика пока идут судебные процедуры взыскания долга, а это иногда более 6 месяцев, помимо предусмотренных договором отсрочек в оплате от 30 до 90 дней.
3) Условия оплаты. Все чаще покупатели включают в свои договоры условия, согласно которых оплата за товар может быть произведена при передаче поставщиком надлежаще оформленных счетов-фактур, реже паспортов изделий, сертификатов, разрешений на применение и т.п. документации. Поскольку в счете-фактуре нет раздела, подтверждающего его получение, в суде аргументация покупателя сводится к тому, что поставщик не передал ему оригинал счета-фактуры и т.п. и поэтому мы не платим.
Условие оплаты привязано к факту передачи документов и это уже близко к некомплектности поставки. Выход таков: либо данные условия из договора исключать, либо включать условие о том, что если в течение 5 дней с момента поставки покупатель не заявил об отсутствии предусмотренных договором документов они считаются переданными и полученными покупателем.
Если не получилось обезопасить себя ни тем, ни другим способом остается высылать покупателю счета-фактуры письмом с описью вложения.
4) Приемка товара. Без разницы, что Вы там напишете, но поставщику всегда удобнее чтобы приемка товара была основана на инструкциях П-6 и П-7. Там очень дотошная схема и условия, которые в полной мере никем не соблюдаются, а это значит, что товар будет считаться принятым без замечаний.
Но главное, если Вы доставляете собственным транспортом – укажите в договоре на необходимость получения водителем доверенности от лица, ведущего приемку от имени покупателя или пропишите в договоре все фамилии, которым покупатель доверяет получение товара в договоре.
5) Договорная подсудность. Помимо указания на удобный для покупателя товара суд, по месту нахождения покупателя, встречаются и более экзотические варианты договорной подсудности, такие как разнообразные третейские суды. Подписывая такие условия договора необходимо знать, что это повлечет не только увеличение расходов на ведение дела в связи с командировками, но и за счет увеличения гонорара, поскольку одно дело сходить через дорогу в АС Тюменской области, а другое убить два- три дня на поездку в Сыктывкар или четыре в Красноярск в связи с отсутствием прямого авиасообщения.
Пример: два иска к одному и тому же ответчику от разных клиентов были рассмотрены в тюменском арбитраже через 20 дней с момента подачи, а в Ханты-Мансийске – в течение 2 месяцев. Расстояния имеют значение при назначении дела к производству, поскольку учитывается почтопробег.
Таким образом – добивайтесь рассмотрения спора удобным Вас судом, или хотя бы по месту нахождения истца.
Передача товара.
1). Если по условиям договора обязанность по поставке исполнена с момента передачи товара железнодорожному перевозчику, то обсуждать здесь особо нечего. Если Вы доставляете товар своим автотранспортом или бестолковыми предпринимателями, умеющими только крутить баранку своего Камаза, то необходимо втолковать водителям и экспедиторам, про обязанность четкого оформления ими товарно-сопроводительных документов.
Это товарно-транспортная накладная и накладная ТОРГ-12. Если в накладной есть отметка о получении товара с печатью организации и подписью с расшифровкой фамилии, это еще куда ни шло.
Очень часто ставится любой прямоугольный штампик с набором Б У КВ из которого явно не следует, что товар получил тот субъект которому он был направлен. Особенно характерны такие напонятные штампики типа «СКЛАД», «Участок бурения» для подразделений покупателя, находящихся вне его места нахождения. В этом случае нужно предусматривать установку таких штампиков прямо в договоре в качестве его образца, либо водитель-экспедитор должен требовать копию доверенности на получающее товар лицо.
Встречаются случаи, когда представители покупателя в суде утверждают, что у них нет такого сотрудника по фамилии «Нурмухаметов» и попробуй докажи, что товар был передан покупателю.
2). Инструктаж водителей экспедиторов и их должностные обязанности. Водитель должен знать, что согласно его должностной инструкции он обязан не только доставить груз, но и оформить надлежаще сопроводительные документы, под угрозой того, что возможный убыток может быть взыскан с него лично.
Водитель не имеет право уехать с места разгрузки без 100% подтверждения того, что он передал груз уполномоченному лицу и оформил как положено необходимые документы. Если ему не ставят штампик в накладной, это только повод дозвониться до руководства и постоять 3 часа, пока руководство на своем верху этот вопрос не решит.
Отговорки, что далеко ходить и нет печати – это не более чем отговорки – все есть и ходить далеко это обязанность принимающего товар лица, за которую ему платят деньги. Водитель должен знать какая «фамилия» уполномочена у покупателя принять груз, в случае указания на нее в договоре.
В случае если оформление документов откладывается на следующий день, рекомендую согласовать с водителем расходы на гостиницу, это гораздо дешевле возможных потерь при отказе судом в иске.


Уважаемый Анатолий Сергеевич, спасибо за отличный обзор типичных ошибок и предпочтительных условий договоров поставки. (Y)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, Ваши рекомендации как нельзя кстати позволяют говорить о необходимости знания предпринимателями правовых азов даже в таком, казалось бы простом, на первый взгляд, деле — заключении договора поставки.
Да и поговорка работает: как корабль назовёшь, так он и поплывёт.
Спасибо за познавательный и нужный материал.(handshake)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, отличные рекомендации! (Y) Когда на кону стоят миллионы и сотни тысяч при поставке товара, дотошность в документах необходима! Правильно делаете, что взялись за просвещение договорной неграмотности своих доверителей.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, это пожалуй самое слабое звено:
не только доставить груз, но и оформить надлежаще сопроводительные документы, под угрозой того, что возможный убыток может быть взыскан с него лично.
Из рекомендаций стали чаще появляться в договорах условия о подсудности споров в Арбитражном суде Тюменской области. Значит меньше буду путешествовать по стране:D
Уважаемый Анатолий Сергеевич, отличная памятка, добавил в избранное!
Ну и хорошо, я очень рад. Можно добавить свои замечания и тоже разослать своим клиентам. Они такими вещами не разбалованы обычно, воспринимается очень позитивно)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, с удовольствием прочитал Ваши особенности для договоров поставок. Они интересны и это главное! Спасибо.(handshake)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, вот у меня тоже такие рекомендации собрались по различным договорам. Хороший у Вас материал(Y)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, хорошая выжимка о главном. У меня еще дважды была одна и та же ситуация, связанная с соблюдением условий одностороннего отказа покупателя от поставки по своей инициативе. Дело в том, что в моих случаях, договора поставки заключались на неопределенный срок, и в договорах имелся пункт о том, что сторона, изъявившая желание расторгнуть настоящий договор, должна письменно уведомить об этом другую сторону не позднее, чем за 30 дней. В обоих случаях, возникали объемные трения по поводу конкретных деталей данной процедуры.(Трения в основном были надуманные, т.к. поднимались вопросы о неустойках, убытках и т.п., поэтому к чему-либо нужно было прицепиться). Порекомендовал клиентам уточнять — например заказным письмом, или факсом, или по е-майл и т.п. Также был случай, когда покупатель и поставщик были из разных регионов и, в основном, обменивались сканами документов по е-майл. А когда возникли проблемы — начались ссылки на отсутствие соглашения об электронном документообороте. С огромным трудом удалось доказать в суде, что электронная переписка — это одно из доказательств фактических намерений, даже при отсутствии специального соглашения. Сейчас готовлю публикацию по этой практике на конкретном деле.
Уважаемый Александр Александрович, с удовольствием изучу;)
Уважаемый Анатолий Сергеевич, почитал и в общем-то оказалось, что «грабли» стандартные. У меня нет поставщиков «флагманам экономики», но проблемы те же.
↓ Читать полностью ↓
Тут важнее вопрос обучения клиента. Мне пришлось раз даже курсы читать «менеджерам», которые занимались вопросами сбыта-снабжения, так как иначе просто невозможно было донести все тонкости, кроме как дав материал, начиная с азов, предмета договора, понимания обязательства поставки и т.п.
По инструкциям 6-П, 7-П есть стандартный метод «борьбы» — это телеграмма, «командируем представителя для проверки принятого товара». Надо только писать в договоре «вызов представителя обязателен». И пусть решают вопрос с транспортной организацией, выгрузкой, создают комиссию с участием независимого лица, ищут независимый склад, встречают представителя, делают пересчёт. Полагаю, стоит несколько раз так «поставить вопрос ребром» сразу уйдёт с 6-П, 7-П на Инкотермс.
Сложнее с железкой, тут отдельное обучение требуется.
Но и с автотранспортом тоже не легче. Раз предприниматель привёз огромные рулоны металла, которые выпали в дороге и помялись. Так он их домкратом «подровнял» и пытался сдать. Во была морока-то, пришлось спеца вызывать и комиссионно делать расчёты пригодности для производства, вычислять убытки и формулировать соглашение об их добровольном погашении.
Да что говорить, поле тут не паханное...
Но есть интересные современные технологии, которые помогают. Оказывается бухгалтерская программа 1С — это реляционная база данных, которая может быть настроена под какое угодно отслеживание каких угодно событий. У меня раз спец настроил её для отслеживания договоров, сроков исполнения, начисления процентов за коммерческий кредит и штрафов, как на неуплаченные проценты, так и на иные нарушения, причём, даже правило зачётности было учтено. Пришлось, правда, сперва, модель ему описать, а до того коммерческую политику с руководством определить, чтоб как-то ситуации типизировать, а потом «прогнать» всё это на предмет выявления ошибок, но оно того стоило, после этого не было проблем.
Уважаемый Анатолий Сергеевич, спасибо за полезные рекомендации!
Уважаемый Анатолий Сергеевич, отличная статья! Большое спасибо) На какие еще темы устраиваете правовое просвещение своим доверителям?
Об условиях оплаты.
Практика показывает, что не мешает вставить фразу о том, что плательщиком, кроме покупателя, могут выступать и иные лица.