Примерно такое определение было получено в ответ на иск садового некомерческого товарищества (СНТ) об установлении факта правопреемства с ранее действовавшим садовым товариществом, который был подан в городской (районный) суд.

Ближе к делу

В городской суд был подан иск об установлении факта правопреемства между СНТ и ранее действовавшим садовым товариществом.

Не смотря на то, что практика по спорам с СНТ разнообразная (дела с их участием рассматривают и арбитражные суды, и суды общей юрисдикции), ещё при подготовке иска была уверенность, что обращаться нужно именно в суд общей юрисдикции, так как СНТ является некоммерческой организацией — добровольным объединением граждан для ведения садоводства и огородничества, – и не осуществляет предпринимательскую или иную экономическую деятельность, не преследует цель извлечения прибыли, не является объединением субъектов предпринимательской деятельности.

Это означает, что спор не относится к компетенции арбитражного суда, следовательно, нужно обращаться в суд общей юрисдикции.

Городской суд на это имел своё мнение — возвратил иск -  руководствуясь статьями 27, 30 АПК пришёл к выводу, что так как истец и ответчик являются юридическими лицами, то истцу нужно обращаться в арбитражный суд.

И не важно, что истец не осуществляет предпринимательскую деятельность, что ни сама организация, ни его члены вообще не связаны с коммерцией, живут в своём мирке под названием СНТ, чтобы проще было решать бытовые-дачные вопросы. 

На определение о возврате иска была подана частная жалоба,

Областной суд согласился с доводами частной жалобы, отменил определение городского суда о возврате иска и направил дело обратно в городской суд для рассмотрения.

Таким образом, иски по делам СНТ нужно подавать в суд общей юрисдикции.

P.S.

Казалось бы, какая разница в каком суде будет рассматриваться иск? Это как  анекдоте «Вам нужны шашечки или ехать?».

Но разница есть.

Во-первых, описанная позиция городского суда была неправильная=незаконная. Из таких мелочей и возникает безразличное отношение суда сначала к деталям, а в последствии к очевидным фактам и положениям закона.

Кроме того, игра в «футбол» исковыми заявлениями, которые не нравятся или непонятны суду, стала для суда нормой жизни и встречается повсеместно, что порядком надоело. Поэтому надо поддерживать тонус.

А во-вторых, кататься в областной центр за 150 км мало кому доставляет удовольствия, требует больше времени, затрат, да и не каждый свидетель может в любой момент вырваться, отложить свои дела и потратить «за спасибо» целый день.

Документы

Вы можете получить доступ к документам оформив подписку на PRO-аккаунт или приобрести индивидуальный доступ к нужному документу. Документы, к которым можно приобрести индивидуальный доступ помечены знаком ""

1.определение гор суд674.5 KB
2.частная жалоба591.7 KB
3.определение по жалоб​е255.9 KB

Автор публикации

Адвокат Сергеев Иван Анатольевич
Старый Оскол, Россия
Грамотная, скрупулёзная юридическая помощь по гражданским и административным делам. Очно и дистанционно.

Да 18 18

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Рисевец Алёна, Ильичев Владимир, Сергеев Иван
  • 16 Июля 2020, 03:46 #

    Из таких мелочей и возникает безразличное отношение суда сначала к деталям, а в последствии к очевидным фактам и положениям закона.Уважаемый Иван Анатольевич, поддерживаю Вашу позицию — нельзя равнодушно смотреть на то как суды попросту отмахиваются от проблем граждан, не вникая в суть правоотношений.

    +8
    • 16 Июля 2020, 11:26 #

      Уважаемый Иван Николаевич, в таких ситуациях возникает проблема выбора: действовать по закону или сэкономить время в интересах доверителя.
      Вроде как обжалование - это длительный процесс, и и нужно побыстрее решить вопрос, но с другой стороны возврат иска, оставление его без движения означает, что специалист, то есть я, допустил ошибку, а это камень в мой огород, и доверитель уже будет негативно относиться к моей работе.

      +6
  • 16 Июля 2020, 06:50 #

    Уважаемый Иван Анатольевич, хорошо, что Вы обжаловали определение. Это действительно, принципиальный вопрос. 
    Максимальное безразличие суда. Мало того, что иск вернули, так и определение отправили за пределами сроков для обжалования.(headbang)

    Интересно теперь как рассмотрят.(smoke)

    +7
    • 16 Июля 2020, 11:17 #

      Уважаемая Алёна Александровна,
      так и определение отправили за пределами сроков для обжалованияЭто при том, что я через день в суд названивал, чтоб узнать когда будет готово определение, и просил не отправлять почтой, говорил, что приду и заберу.(headbang)

      +4
  • 18 Июля 2020, 15:26 #

    Уважаемый Иван Анатольевич, я Вас, конечно, поздравляю с достигнутым результатом, но согласиться с Вами принципиально, извините, не готов. Смотрите, ч.1 ст. 27 АПК РФ:
    ↓ Читать полностью ↓
    Арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.Ключевые слова, на которые следует обратить внимание при буквальном толковании — «и другие дела», «и иной экономической деятельности».

    Экономическая деятельность — совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

    СНТ действует в том числе и на основании Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 1 этого закона:
    Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.Между тем, СНТ для реализации своих целей заключает трудовые договоры с обслуживающим персоналом, получает ресурсы (электроэнергию, газ, воду и т.д.) по договорам с другими организациями, получает доходы от сбора членских и целевых взносов, размещает их на своем расчетном счете, то есть имеет отношения с финансовыми организациями, отчитывается перед ФНС и другое.

    Как ни крути, а СНТ — хозяйствующий субъект, то есть участник экономической деятельности. А самое главное — СНТ — это юридическое лицо.

    Обращаемся к ч. 2 ст. 27 АПК, в соответствии с которой:
    Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами...Ключевые слова, на которые следует обратить внимание при буквальном толковании — «рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами».

    Ваш спор — это иное дело с участием юридических лиц. Процессуальное законодательство не подлежит расширенному толкованию, только буквальному. Поэтому суд первой инстанции был прав, определив, что Ваше дело подлежит рассмотрению Арбитражным судом. 

    А тому, кто вынес определение об отмене, думаю, нужно что-нибудь почитать...

    +2
    • 19 Июля 2020, 17:52 #

      Уважаемый Владимир Борисович, благодарю за Ваш комментарий, но я останусь при своём. 
      ↓ Читать полностью ↓
      Если следовать Вашей логике, тогда выходит, что Арбитражный суд должен рассматривать любые дела между СНТ и другой организацией,  в том числе и связанные с созданием, реорганизацией, ликвидацией СНТ, связанные с взаимоотношениями СНТ и его членов, т.е. корпоративные споры в СНТ.
      Хотя это не так, ни первое, ни второе не относится к арбитражным спорам. Или я не прав? Если нет, тогда почему не прав?
      Ведь Вы же пишите, что раз СНТ — это юр.лицо и ведёт экономическую деятельность, то  любое дело между СНТ и другим юр.лицом, в том числе государственными и муниципальными органами власти, должен рассматриваться  Арбитраже.
      Замечу, что первом случае есть однозначные разъяснения Пленума ВАС в постановлении от 09.12.2002г. №11, в п.5 которого сказано, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
      А во втором — у СНТ в принципе не может быть корпоративного спора в силу того же АПК - согласно ст.225.1 АПК  Арбитражные суды рассматривают дела по спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, объединяющей коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей (далее — корпоративные споры), в том числе по следующим корпоративным спорам...
      тому, кто вынес определение об отмене, думаю, нужно что-нибудь почитать...Тогда и Верховному суду, и Арбитражному суду Центрального округа нужно освежить знания (Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2018г. №310-КГ18-4732 по делу №А84-4576/2016; Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.11.2019г. №Ф10-5593/2019 по делу №А84-4147/2018).
      Буквальное толкование — это, конечно, хорошо, но практику применения закона никто не отменял, и Вы это лучше меня знаете.

      +1
      • 19 Июля 2020, 21:31 #

        Уважаемый Иван Анатольевич,
        ↓ Читать полностью ↓
        … но практику применения закона никто не отменял, и Вы это лучше меня знаете.У меня в этой связи есть встречный вопрос, если позволите. Скажите, на основании чего Вы относите поименованные Вами выше судебные акты к судебной практике?Так же я полюбопытствовал и ознакомился с содержанием судебных актов, которые Вы положили в основу своих суждений. Прошу обратить внимание, что все они ссылаются на положения п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ, в соответствии с которой:
        Арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что:
        1) имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса;
        Пункт 1 ч.1 ст. 127.1 АПК РФ, в редакции от 08.06.2020 устанавливает, что:
        Судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если:
        1) исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах;
        Предыдущая редакция этой нормы звучала следующим образом:
        исковое заявление, заявление не подлежат рассмотрению и разрешению в арбитражном суде;И суды, в тех актах, на которые Вы ссылаетесь, использовали эту редакцию. Определение по Вашему делу от 23.06.2020. В нем судья не ссылается на эти положения закона, а применяет недействующую редакцию ст. 135 АПК РФ.Смею предположить, что судья руководствуется положением закона о том, что применению подлежат нормы права, действовавшие с момент возникновения спорного правоотношения. Но я не слышал, чтобы оно применялось к процессуальному законодательству. Обычно оно не имеет обратной силы.В любом случае, так называемая, судебная практика, на которую Вы сослались в настоящее время устарела.

        +1
        • 19 Июля 2020, 23:30 #

          Уважаемый Владимир Борисович,
          ↓ Читать полностью ↓

          Скажите, на основании чего Вы относите поименованные Вами выше судебные акты к судебной практике?На основании того, что это судебный акт вышестоящих инстанций, и его, так или иначе, принимают во внимание нижестоящие суды. Не понял Вашего замечания на этот счёт. По-Вашему суды не смотрят, как дела решают их коллеги? А Вы при подготовке к делу  решения судов не изучаете? А что по-Вашему относится к судебной практике? 
          Далее Вы говорите что:Прошу обратить внимание, что все они ссылаются на положения п. 1 ч.1 ст. 150 АПК РФ,Вы заметьте, что суды ссылались на эту статью потому, что рассмотрение дела было начато. В процессе, суды решили, что дело им не подсудно, поэтому и прекратили. К моему примеру это вообще не относится, дело не ходило в арбитражный суд и ст.150 АПК здесь никто даже не собирался применять. Вопрос-то не об основаниях прекращения дела, а о том, какой суд должен рассматривать это дело.
          И ещё:Определение по Вашему делу от 23.06.2020. В нем судья ...., применяет недействующую редакцию ст. 135 АПК РФВ моём примере в определении от 23.06.2020г. нет ссылок на ст.135 АПК РФ. На Гражданский процессуальный кодекс ссылаются, да. Статья 135 ГПК не менялась с 2018 года.В любом случае, так называемая, судебная практика, на которую Вы сослались в настоящее время устарела.Изменение статьи 150 АПК не меняет сути — в чью компетенцию входят дела СНТ. Возможность передачи дела из Арбитражного суда в суд общей юрисдикции предусматривает ч.4-5 ст.39 АПК.  В указанных решениях суды сказали, что споры с СНТ относятся к суду общей юрисдикции и на этот вывод изменение ст.150 АПК никак не влияет. Ст.150 АПК — это процессуальный вопрос=инструкция для суда, что делать в определённой ситуации.Сущность СНТ с момента вынесения указанных решений не изменилась, поэтому выводы по сути вопроса вполне актуальны.

          Пользуясь моментом, хочу узнать Ваше мнение:
          Иск СНТ к ИФНС по вопросу реорганизации (например)  «Пленум», на который я указал выше, относит к компетенции суда общей юрисдикции, хотя обе стороны юр.лица, а спор связан с экономической деятельностью. 
          Почему тогда на фоне этого,  иск  СНТ к администрации города об установлении факта правопреемства, вопросу, связанному с реорганизацией СНТ и правами на землю, должен направляться в арбитражный суд?

          0
          • 20 Июля 2020, 08:58 #

            Уважаемый Иван Анатольевич, извините за 135-ю, увлекся анализом норм АПК РФ. Но это ничего не меняет. Содержание моей мысли сводилось к тому, что приведенные Вами для изучения судебные акты основаны на недействующих редакциях закона и утратили практическую ценность. Кроме того, на Ваше:
            ↓ Читать полностью ↓
            А что по-Вашему относится к судебной практике?Отвечу, что исхожу из этого (ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ):
            В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.А так же из этого (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» п. 4):
            Суду также следует учитывать:а) постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах «а», «б», «в» части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения;б) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле;в) постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.Выделенное является практикообразующим, все остальное, коллега, от лукавого. Это прецеденты, российскому праву они не свойственны. То, что Вы называете судебной практикой, придумали юристы-«практиканты», в том числе и из числа судей, которым недосуг разбираться в конкретном деле, а гораздо проще списать с чужого. Когда судьи писали решения в совещательной комнате на пишущих машинках, российское право не знало такого понятия, как судебная практика (в Вашем смысле). С точки зрения теории права, с тех пор ничего не изменилось.Что касается конкретно Вашего дела, то, поверьте, если бы заявление было подано изначально в арбитражный суд, спора о подведомственности не возникло бы.Все некоммерческие предприятия, в том числе и СТН, и ГПК, и образовательные учреждения, коллегии адвокатов, в том числе, в своей деятельности руководствуются Федеральным законом «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Часть 2 ст. 24 этого закона определяет, что:
            Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.То есть, закон содержит презумпцию предпринимательской деятельности для некоммерческой организации. Достаточно лишь внести положение о ней в устав.Часть 1 ст. 3 этого же закона устанавливает, что 
            Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Все это в совокупности указывает на то, что стоит подумать, прежде, чем прислушаться к этому:
            Таким образом, иски по делам СНТ нужно подавать в суд общей юрисдикции.Скорее всего, коллега, вы находитесь под влиянием порочного направления, так называемой, судебной практики или кому-то не хотелось
            … кататься в областной центр за 150 км...Я понимаю, что каждый из нас останется при своем мнении. Но я стану придерживаться закона и личной практики, в соответствии с которой с 2016 года по настоящее время мы совершенно успешно рассматриваем дела с участием СНТ, ГПК, ПК и образовательных учреждений в арбитражном суде. В суд общей юрисдикции попадаем только тогда, когда в деле есть сторона — физическое лицо.

            0
            • 20 Июля 2020, 09:24 #

              Уважаемый Владимир Борисович, Вы не ответили на мои вопросы:
              По-Вашему суды не смотрят, как дела решают их коллеги?
              А Вы при подготовке к делу решения судов не изучаете?
              А что по-Вашему относится к судебной практике?
              и вот на это, пожалуйста, тоже ответьте:
              Иск СНТ к ИФНС по вопросу реорганизации (например) «Пленум», на который я указал выше, относит к компетенции суда общей юрисдикции, хотя обе стороны юр.лица, а спор связан с экономической деятельностью.
              Почему тогда на фоне этого, иск СНТ к администрации города об установлении факта правопреемства, вопросу, связанному с реорганизацией СНТ и правами на землю, должен направляться в арбитражный суд?

              0
              • 20 Июля 2020, 09:49 #

                Уважаемый Иван Анатольевич, мне кажется, я исчерпывающе изложил свою позицию по поднятому вопросу. Если конкретнее, мне все равно, смотрят судьи на то, как рассматривают дела коллеги или не смотрят; решения судов я изучаю, но никогда в своей процессуальной деятельности на них не ссылаюсь ибо любое решение суда — это единоличное мнение конкретного человека (коллегии) по конкретному делу и практикообразующим не является, поскольку может и должно быть подвергнуто критике (общей или ведомственной, не принципиально). Ну, на третий вопрос, полагаю я ответил.

                Иск СНТ к ИФНС по вопросу реорганизации — не является темой поднятого Вами вопроса. Я не читал такого иска, поэтому воздержусь от комментариев.

                0
                • 20 Июля 2020, 10:13 #

                  Уважаемый Владимир Борисович,
                  Иск СНТ к ИФНС по вопросу реорганизации — не является темой поднятого Вами вопросапочему не является? Вопрос же о подведомственности споров с СНТ.
                  Вы утверждаете, со ссылкой на ГПК, что постановления Пленума — наше всё. И это безусловно так.
                  Вот Пленум указал, что иски СНТ по реорганизации подаются в суд общей юрисдикции. Хотя истец и ответчик будут юр.лицами, и спор связан с экономической деятельностью.
                  Но, по-Вашему, когда ответчиком будет администрация города, то иск нужно подавать в арбитражный суд.
                  Как по мне, это как минимум противоречиво. И там и там СНТ, и действует оно в интересах своих членов-граждан, по крайней мере должно это предполагаться.

                  0
                  • 20 Июля 2020, 11:20 #

                    Уважаемый Иван Анатольевич, это цитата и того Постановления Пленума ВАС РФ:Дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.Как мы понимаем, это конкретное исключение из общих правил подведомственности. Точно такое же как и то, что споры между учредителями коммерческих структур рассматриваются арбитражными судами, не смотря на то, что они физические лица.

                    0
            • 20 Июля 2020, 09:31 #

              Уважаемый Владимир Борисович, Скорее всего, коллега, вы находитесь под влиянием порочного направления, так называемой, судебной практики или кому-то не хотелось
              … кататься в областной центр за 150 км...
              если бы заявление было подано изначально в арбитражный суд, спора о подведомственности не возникло быКак раз-таки спор и возник бы. По нашему региону и Центральному округу мнение не такое, как у Вас.
              Пример по округу я привёл, по области вот. Не думаю, что Ваша убедительная позиция нашла бы понимания.
              Но я стану придерживаться закона и личной практики, в соответствии с которой с 2016 года по настоящее время мы совершенно успешно рассматриваем дела с участием СНТДумаю, что это потому, что никто не обращал на это внимание.

              +1
              • 20 Июля 2020, 09:51 #

                Уважаемый Иван Анатольевич, слабенько возразили… Важно иметь свое мнение и его отстаивать. А мнение судей региона… К сожалению, судьи перестали быть элитой прикладного правоприменения.

                +1
                • 20 Июля 2020, 10:21 #

                  Уважаемый Владимир Борисович, у Вас солидный опыт работы. Наверно, многое повидали в этой жизни.
                  Важно иметь свое мнение и его отстаивать. А мнение судей региона…А говорите, как преподаватель-теоретик, при всём моём уважении к ним. Если б было всё так просто — умный и красивый окончил ВУЗ, почитал закон и ты молодец. Но что-то так не получается. Буду у Вас учиться

                  +1
                  • 20 Июля 2020, 11:13 #

                    Уважаемый Иван Анатольевич, я не утверждаю, что все просто. Но Вы правы, за время моей работы в праве концепция судебной власти поменялась, как миниму три, раза и, к прискорбию моему, не в лучшую сторону.

                    И если в начале своей карьеры я знал, что практический совет от судьи — это ценный совет, то сейчас с большинством судей поговорить не о чем. На любой заданный вопрос они кидаются к компьютеру и начинают рыться в той самой «практике». 

                    А о том, как судят, я и говорить не хочу. Стабильно, раз в неделю, у меня появляется желание сменить профессию.

                    +1

Да 18 18

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «Где судиться по вопросам СНТ или подведомственность споров садовых товариществ» 3 звезд из 5 на основе 18 оценок.
Эксперт Лизоркин Егор Владимирович
Пятигорск, Россия
+7 (960) 228-1228
Персональная консультация
Независимый эксперт по наркотикам. Рецензирование экспертизы наркотиков. Помощь адвокатам в оспаривании экспертиз наркотических средств. Выезд в суд любого региона страны.
https://lizorkin.pravorub.ru/
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/
Адвокат Архипенко Анна Анатольевна
Южно-Сахалинск, Россия
+7 (924) 186-0606
Персональная консультация
Защита прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве и оперативно-розыскной деятельности.
https://arkhipenko6.pravorub.ru/
Адвокат Фищук Александр Алексеевич
Краснодар, Россия
+7 (926) 004-7837
Персональная консультация
Банкротство, арбитражный управляющий: списание, взыскание долгов, оспаривание сделок, субсидиарная ответственность. Абонентское сопровождение бизнеса. Арбитраж, СОЮ, защита по налоговым преступлениям
https://fishchuk.pravorub.ru/

Похожие публикации

Продвигаемые публикации