В судебной практике нередко возникают споры о правомерности начисления неустойки по договору, срок действия которого истек. Об одном таком судебном споре пойдет речь в этой публикации.
Фабула дела
Два ООО заключили 09.07.2019 договор поставки, согласно которому одно ООО обязался поставлять другому ООО по его заявкам продукцию, определенную спецификациями, подписанными сторонами и являющимися неотъемлемой частью договора.
Покупатель обязался осуществлять оплату в течение 30 банковских дней с момента получения соответствующего счета от поставщика. Договором было определено, что за нарушение сроков оплаты продукции покупатель выплачивает поставщику неустойку в размере 0,1% от неоплаченной в срок продукции за каждый день просрочки платежа.
Согласно условиям заключенного договора он вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2020. Истец поставлял ответчику продукцию в 2019-2020 гг. и продолжил поставки в 2021 году после истечения срока действия договора. Покупатель сначала своевременно оплачивал полученную продукцию, а полученную в марте-апреле 2021 года продукцию решил не оплачивать.
Продавец обратился в арбитражный суд за взысканием задолженности и договорной неустойки за просрочку оплаты.
Рассмотрение дела в суде первой инстанции
Арбитражный суд города Москвы исковые требования поставщика в части взыскания задолженности за поставленную продукцию удовлетворил. А со взысканием договорной неустойки вышла накладка.
Суд в решении по делу указал, что согласно условиям договора он вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2020, то есть истец принял на себя обязательства по поставке товара на основании заявок ответчика в период действия договора с 30.07.2019 до 31.12.2020. Следовательно, обязательства истца по поставке товара на основании заявок, направленных ответчиком после истечения срока действия договора, не возникли на основании спорного договора.
Истец, по мнению суда, в данном случае осуществил поставку товара ответчику в период, когда уже истек срок действия договора, следовательно, обязательства по оплате такого товара возникли у ответчика не на основании договора, в связи с чем, АСГМ пришел к выводу о том, что к спорным отношением условия об уплате неустойки, предусмотренных заключенным сторонами договором поставки неприменимы, и в этой части в удовлетворении исковых требований отказал.
Рассмотрение дела в апелляционной инстанции
Девятый арбитражный апелляционный суд не согласился с Арбитражным судом города Москвы. Суд пришел к выводу о том, что фактически договор был пролонгирован согласованными и понятными конклюдентными действиями ответчика, в том числе по приемке товара без замечаний и его оплате платежными документами со ссылкой на спорный договор, отсутствием разногласий сторон до момента обращения истца с иском, признанием ответчиком суммы основного долга без предъявления встречных требований к истцу, предложением о продолжении сотрудничества по договору.
Суд апелляционной инстанции обратил внимание на то, что иных договоров, кроме договора от 09.07.2019, между сторонами не заключалось. Заявлений сторон об отказе от исполнения договора, как и соглашения о его расторжении в материалы дела не представлено, наличие у сторон намерений прекратить договорные отношения в 2021 году из материалов дела не следует. Напротив, в основании передачи товара в 2021 году по всем универсальным передаточным документам указан спорный договор.
В связи с этим Девятый арбитражный апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в этой части и удовлетворил требование истца о взыскании заявленной им суммы неустойки, а также неустойки по день исполнения обязательства.
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 20.06.2022 по делу № А40-146246/2021 согласился с выводами суда апелляционной инстанции.