Россияне не чувствуют себя защищенными как от судебного произвола, так и уровень страховой медицины еще далёк от стандартов в развитых странах.
Однако, если качество медицинских услуг может быть обеспечено каждым на платной основе, то как же обстоят дела с качеством правосудия в России?
Не секрет, что сегодня судьи первой инстанции могут рассмотреть дело, безнаказанно, по внутреннему убеждению, отказав одной стороне во всех его ходатайствах, включая вызов и опрос свидетелей и истребование доказательств по делу, вынести своё решение против интересов этой стороны, сославшись в нём на не предоставление суду достаточных доказательств и такая схема является в последние годы самой распространенной среди отдельных судей, независимость которых подвергается сомнению одной из сторон по делу.
Работа же судов второй инстанции, которым надлежит рассматривать апелляционные жалобы на вынесенные первой инстанцией решения, сводится, зачастую, к обслуживанию «потока» в котором выявить наличие неправосудного решения, становится практически невозможным.
В итоге, наблюдается небывалый рост недовольства граждан качеством правосудия, доверие к которому продолжает стремительно падать.
Председатель Конституционного суда России В. Зорькин, выступая на IV Петербургском международном юридическом форуме, впервые заявил, что«Право рушится. Рушится стремительно в разных точках», а в своём выступлении на IV Московской юридической неделе констатировал факт низкого уровня доверия граждан к правосудию.
Судья Конституционного суда (с 1991 по 2002 год) Т.Морщакова в одном из своих выступлений летом 2014 года, выразилась уже более конкретно, заявив: «Российская судебная система разрушена».
Откровенность же Генерального Прокурора России Ю. Чайки: «люди годами сидят незаконно», «за последние три года в России было незаконно задержано или арестовано более 4,6 тысяч человек» не только многих повергла в шок, но и обозначила не только существование серьезной проблемы с качеством правосудия в России.
Но ведь качество правосудия – это не только личная проблема граждан, но и любого государства, так как напрямую влияет на экономику, инвестиционный климат в стране и качество жизни граждан. Навязчивое с детства изречение: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся», при отсутствии у граждан чувства защищенности перед возможностью правового, включая судебного, беспредела, продолжает негативно и безмолвно влиять на подсознание каждого из нас, постепенно укрепляя желание жить в правовом государстве .
Поэтому всё большее число россиян настойчивее и громче заявляют о незамедлительном решении первейшей задачи, какой является качество российского правосудия. Неудивительно, что на биржевом форуме в Москве прозвучали такие, казалось бы, ранее не свойственные для И. Шувалова и Г. Грефа такие утверждения, что «задачей номер один и главным вопросом является справедливое правосудие…», «первая и самая главная часть структурных реформ – это реформирование судебной и правоохранительной систем».К сожалению, единодушная оценка уровня российского правосудия еще не привела ни к конкретным предложениям, ни к осознанию таких основных причин происходящего как недостаточный уровень общей культуры граждан и происшедшее за последние 20 лет моральное обнищание общества, связанное со снижением образовательного уровня и потерей им духовно-нравственных ориентиров. Но ведь всё это неминуемо и должно было привести к провалу судебной реформы, а значит в таком провале виновато всё общество и каждый в отдельности, для кого Родина и Отечество являются не простым словосочетанием.
Как показало недавнее участие автора статьи в Х международной научно-практической конференции, организованной российским государственным университетом правосудия: «Верховенство права и правового государства: проблемы теории и практики», — в России имеется огромный потенциал из высокообразованных учёных в области юриспруденции и права.
Но большая часть элиты российских ученых-юристов, собравшихся из разных регионов страны, хотя и выступали с интереснейшими докладами, в которых звучало общее мнение об очевидности проблем с верховенством права и судебной системы в России, старалась уйти от конкретных предложений по решению существующих проблем в российском правосудии.
Вопросы же автора статьи, рядового юриста, не имеющего научных работ и званий, к докладчикам – известным академикам и профессорам, по большей части, поддержавшим, в том числе, весьма спорное мнение одного из ученых, что «вне воли государства – нет права», скорее раздражали, нежели способствовали конструктивной дискуссии для достижения истины.
К сожалению, доклады собравшихся о верховенстве права больше напоминали самолюбование, нежели поиск истины или безусловное уважение каждого к праву другого, поэтому пришедшие на ум автору статьи слова Вольтера: «Мне глубоко противно ваше мнение, но я готов отдать жизнь за ваше право его высказать», — явно были несозвучны настрою собравшихся на конференции.
Неудивительно, что, несмотря на многочисленные доклады о верховенстве права и закона, постановленное Президентом России майским Указом №596 (ч.2 «г») по представлению Правительством РФ предложений, направленных на обеспечение реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений, не нашло отражения ни в одном из звучавших на конференции докладов.
К сожалению, ни один из выступающих, говоря о правовом государстве как о нашей общей цели, не задался вопросом — почему уже в течение трех лет, со дня постановленного Указом Президента, нет реальных предложений по выполнению этих основополагающих принципов, реализация которых не требует дополнительных бюджетных средств, но без которых невозможно формирование правового государства.
Так кто же виноват в том, что в России разрушена судебная система и вправе ли общество возлагать за это всю вину только на власть? Где же было все эти 20 лет общество, те же учёные-юристы и судьи, которым власть исправно выплачивала немалые зарплаты и пенсии, выполняя свою обязанность?
То обстоятельство, что учёные-юристы и судьи апелляционных и надзорных инстанций, получая астрономические зарплаты и пенсии, за последние 10-15 лет ни разу не вышли к руководству страны с публичным обращением, содержащим констатацию факта недостаточного качественного уровня правосудия и конкретные предложения по его повышению, указывает на моральное обнищание общества.
Поэтому, справедливости ради, нужно сказать, что именно общество должно взять на себя часть ответственности за развал российской судебной системы, разобраться в его причине, что создаст предпосылки для реального и конструктивного реформирования российской правоохранительной системы.
Видя боль украинского народа, в одночасье превратившегося в своеобразных заложников войны и разрушений, в первую очередь, из-за бездействия, в решающий момент для страны, институтов гражданского общества, включая и отсутствия голосов украинских учёных-юристов, судей и правоведов, на ум приходит гениальное высказывание 26-го Президента США Т. Рузвельта: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».
При отказе молодого российского государства в последние два десятилетия от воспитательных функций как в системе образования, так и в работе российских правоохранительных органов, включая суды, оказалось, что в России взращена большая угроза для общества. Такой угрозой, по сути, становится каждый образованный россиянин, кому собственное благополучие дороже судьбы своей страны, когда человеческая порядочность незаметно заменяется всеобщим безразличием и неуемным ростом тяги к потребительству.
Так могут ли сегодня, при кризисе права и деградированной российской судебной системе, когда из-за участившихся случаев судебного беспредела, рушатся судьбы миллионов россиян, представлять ценность научные труды российских учёных, включая именитых судей, не замечающих проблемы и боль нашего общества?
Почему, например, такое постыдное и опасное для любого государства явление как «черное» рейдерство и прямой захват собственности продолжает процветать в России, негативно влияя на экономику и имидж страны, хотя подобное, практически, невозможно в развитых странах мира.
Разве не обязанность учёных-юристов, получающих бюджетные средства, исследовать вопрос и представить свои предложения законодателю по искоренению из жизни россиян такое опасное явление, которое может существовать только при нарушении сотрудниками правоохранительных органов, включая судей, а также регистрирующими органами, законодательства.
Если, до сих пор, никто не взял на себя даже моральную ответственность за жизни и судьбы тысяч людей или незаконно осужденных, или оставшихся без единственного жилья, закончивших жизнь суицидом или получивших тяжелый недуг в виде инфаркта или инсульта из-за потери, в результате неправосудного решения суда, своей собственности, значит виновато не только власть, но и всё общество.
К.Маркс говорил, что «формулировка вопроса – есть его решение».
Вероятно оппоненты не осудят автора статьи, смеющего утверждать, что особенность российского правосудия кроется не столько в нежелании власти обеспечить реализацию принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений, сколько в утрате всем нашим обществом духовно-нравственных ориентиров из-за самоустранения государства от его главенствующей воспитательной функции, с восстановлением которой неминуемо оздоровится и вся правоохранительная система.
Николаева Н.А.,
Председатель МОО «Гражданский Комитет Содействия
реализации и общественного контроля над выполнением Указов Президента от 7 мая 2012 года»