Формулировка в действующей редакции чудовищна: «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена.
Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается».
Первый вопрос федеральному законодателю: «Зачем писать так путано и сложно? Почему нельзя разбить предложение на несколько, чтобы смысл текста был понятен с первого прочтения?»
Фраза «лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги» ещё приемлема, но дальше нужно разбираться.
Начальная дата для расчёта просрочки — тридцать первый календарный день после наступления срока оплаты (10 число следующего месяца). С 31 дня применяется ставка 1/300 ставки рефинансирования.
Окончание срока применения пеней в размере 1/300 ставки рефинансирования определяется следующим образом:
1) если оплатил в какой-то из дней в течение 90-дневного периода со дня наступления срока оплаты, то считается по день фактической оплаты (это и ежу понятно);
2) если не оплатил до истечения 90 дней, то период расчётов по ставке 1/300 заканчивается на 90 день (тоже ежу понятно).
Получаем:
1) 30 дней — «льготный период», ставка 0%;
2) 60 дней по истечении «льготного периода» — «полульготный период» с пеней в размере 1/300 от ставки рефинансирования;
3) с 91 дня просрочки по день фактической оплаты — пени в размере 1/130 ставки рефинансирования.
Таким образом, проще было сформулировать эту часть так: «Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере, исчисляемом от невыплаченной суммы за каждый день просрочки исполнения денежного обязательства начиная с 31 календарного дня по день фактической оплаты.
С 31 по 90 календарный день просрочки размер пеней за каждый день просрочки составляет одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты. С 91 календарного дня просрочки размер пеней за каждый день просрочки составляет одну стотридцатую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты. Увеличение размеров пеней не допускается».
Второй вопрос: «Почему одна стотридцатая, если обычно применяются ставки 1/75, 1/150, 1/300, 1/360?»