Для рядовых водителей, большинство изменений внесённых в Правила дорожного движения не существенны, так как зачастую суть того или иного требования Правил не меняется, а лишь появляются какие-либо уточняющие моменты, значимость которых зачастую могут оценить те немногие, чья деятельность так или связана с безопасностью дорожного движения.
Однако встречаются ситуации, когда требования конкретного пункта Правил дорожного движения изложены достаточно прозрачно и не имеют двоякого толкования, но вступают в противоречие с другим пунктом, тех же Правил.
Для наглядности рассмотрим дорожно-транспортную ситуацию, которая возникает практически с любым водителем (илл.1):
Иллюстрация 1.
Водитель автомобиля «В» намерен совершить манёвр обгона впереди движущихся транспортных средств, а именно автомобиля «А» и «Б». Полоса, предназначенная для движения во встречном направлении свободна, на участке проезжей части имеет место пересечение нерегулируемого перекрёстка неравнозначных дорог, при этом автомобиль «В» движется по главной дороге (дорожный знак 2.3.3).
Таким образом, учитывая требования пунктов Правил дорожного движения 11.1 («Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения»), 11.2. («Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия; транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево; следующее за ним транспортное средство начало обгон; по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу») и 11.4. («Обгон запрещен: на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной…») водитель автомобиля «В» может начать обгон движущихся впереди транспортных средств, и при этом в его действиях несоответствий перечисленным выше пунктам Правил дорожного движения не будет усматриваться.
Однако перед движущимся автомобилем «Б» замедлил движение и включил сигнал левого поворота водитель автомобиля «А», что собственно вынуждает несколько снизить скорость водителя автомобиля «Б».
Водитель автомобиля «А» как положено заранее обозначил, что намеревается совершить манёвр левого поворота (включил левый сигнал поворота), заблаговременно начал снижать скорость, посмотрел в зеркало заднего вида, убедился, что движущийся за ним автомобиль также притормаживает и осознаёт его намерение осуществить левый поворот. При всём при этом при подъезде к перекрёстку полосы движения начинает разделять сплошная линия разметки (1.1 — разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств).
Иллюстрация 2.
В итоге возникает следующая дорожно-транспортная ситуация, когда водитель автомобиля выполняет манёвр левого поворота, при этом водитель автомобиля «В» выполняет манёвр обгона.
При условии, что водитель автомобиля выехал на полосу встречного движения до начала сплошной линии разметки, формально несоответствий требованиям Правил дорожного движения в его действиях не усматривается.
Так как он не мог наблюдать, что за движущимся впереди него автомобилем «Б» автомобиль «А» подал сигнал левого поворота и намеревается повернуть налево. Когда водитель выехал из занимаемой полосы и начал манёвр обгона, он мог обнаружить, что движущийся впереди автомобиль «А» намеревается повернуть налево. Однако в данной ситуации, уже у водителя автомобиля «В» «приоритетное» положение на проезжей части, и водитель автомобиля «А» должен убедиться перед началом маневра, что не создаст опасности для движения, а также помех другим участникам дорожного движения. В данной ситуации, водителю автомобиля «В», осуществляющего манёвр обгона.
Даже если водитель автомобиля «А» первым включил указатель поворота, то исходя из пункта 8.2 Правил дорожного движения, ни каких преимущественных прав, перед иными участниками дорожного движения у него не возникает. И если водитель автомобиля «В» первым начал выполнение маневра, то водитель автомобиля «А» должен отказаться от выполнения намеченного поворота налево, в соответствии с требованием пункта 8.1, до тех пор пока автомобиль «В» не завершит манёвр обгона.
При этом не исключено, что водителю автомобиля придётся произвести полную остановку своего автомобиля, что в свою очередь может явиться неожиданностью для водителя автомобиля «Б», который, ввиду технических особенностей, не сможет обеспечить столь интенсивное торможение, для предотвращения столкновения с задней частью автомобиля «А».
В итоге мы приходим к тому, что Правила дорожного движения сводят к тому, что кто первый начал манёвр, тот и «получает преимущество».
Зачастую ситуация выглядит гораздо проще, из приведённой схемы выпадает автомобиль «Б», и водитель автомобиля «В», когда начинает манёвр обгона имеет возможность увидеть включенный левый указатель, движущегося впереди автомобиля «А», но игнорируя этот факт всё равно начинает манёвр обгона, что в дальнейшем, в подавляющем случае, приводит к дорожно-транспортному происшествию.
При разборе подобного типа дорожно-транспортных происшествий, устанавливается техническая возможность, водителю автомобиля, которому создаётся опасность для движения, предотвратить происшествие, в соответствии с требованием пункта 10.1 абзац 2 Правил дорожного движения. И в случае отсутствия таковой, всё бремя ответственности за произошедшее, ляжет на плечи водителя автомобиля «А». Который ехал размерено и максимально безопасно, однако из-за имеющейся «противоречивости» требований Правил дорожного движения и стечения обстоятельств, может попасть в достаточно сложную жизненную ситуацию.