После 2014 г. в Крыму при оформлении недвижимого имущества возникли сложности, вызванные переходным периодом: многие не успели окончательно оформить права на принадлежащее им имущество, когда Закон 6-ФКЗ диспозитивно предложил крымчанам оформить вещные права согласно требованиям российского законодательства.
В этот момент Госкомрегистр, исполняющий функции Росреестра в Крыму, оказался перегружен запросами об оформлении прав на недвижимое имущество.
А крымчане, в свою очередь, столкнулись с массовыми отказами в регистрации прав.
Правительством Крыма был предложен механизм, в соответствии с которым собственник при наличии определенных законом документов вправе был обратиться в Госкомрегистр либо в местную администрацию для дооформления своих прав.
При регистрации прав необходимо было руководствоваться Законом Республики Крым № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Постановлением Совета министров Республики Крым №313, которым был утвержден Порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, а также Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации».
Таким образом, граждане, имеющие на руках решения органов местного самоуправления или органов исполнительной власти об утверждении документации по землеустройству и передаче земельного участка в собственность (аренду), принятые после 16 марта 2014 года, могли оформить право на земельный участок в порядке, установленном статьей 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», Порядком переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года № 313, на основании решений органов местного самоуправления или органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату(в период с 14.10.2008 по 21.03.2014).
Вместе с этим, местные администрации зачастую отказывали в дооформлении прав в связи с «отсутствием утвержденной градостроительной документации — и сведений о видах разрешенного использования», со ссылкой на п.6 ст. 13 Закона Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года.
В свою очередь, указанными нормами Закона №38-ЗРК был предусмотрен отказ лишь в случае, несоответствия места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Кроме этого, в связи с разработкой документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Республики Крым, в начале 2017 г. Распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 г. №180-рг действие Постановления Совета министров Республики Крым №313, которым утвержден порядок переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в части завершения оформления прав на земельные участки до 1.01.2018 г. было приостановлено.
Из этого следует, что такие решения местных администраций подлежат отмене в судебном порядке ввиду того, что указанный перечень оснований для отказа в дооформлении прав собственности является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Таким образом, если заявление о дооформлении прав собственности было принято компетентным органом до прямого запрета на дооформление прав в связи с Распоряжением Главы Республики Крым от 12.04.2017 г. №180-рг, то необходимо учитывать то обстоятельство, что общему правилу к правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового закона, в том числе тем из них, которые по каким-либо причинам оказались не осуществленными (не исполненными) на момент введения в действие нового закона, применяется ранее действовавшее законодательство"(например, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 декабря 2013 г. N 18АП-13174/2013).
А придание обратной силы закону — исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма (Определение КС РФ от 15 апреля 2008 г. N 262-О-О ).