Практикующим юристам уже давно надоело наблюдать «беззаконие» судей, порожденное фактическим отсутствием у них сколь-либо значимой ответственности, как за «не очень значительные» процессуальные нарушения, так и за игнорирование практики Верховного суда РФ, даже выраженной в постановлениях его Пленума.
Такая безнаказанность судей привела к обобщению практики по их ответственности пока только за вынесение абсурдных решений.
К примеру, судья районного суда приняла к производству иск акционера — физического лица к генеральному директору ОАО. Акционер требовал взыскать материальный ущерб.
Судья также приняла обеспечительные меры по иску — приостановила полномочия директора.
В результате ОАО был причинен ущерб в 6,7 млн рублей.
Апелляция отменила обеспечительные меры.
При этом указала, что судья фактически приняла к производству корпоративный спор, а обеспечительные меры явно несоразмерны иску.
Судья вмешалась в хозяйственную деятельность ОАО.
Квалификационная коллегия провела проверку и прекратила полномочия судьи.
Верховный суд оставил решение коллегии без изменения (п. 43 Обзора Президиума Верховного суда РФ от 15.11.2017 № 4 (2017) Решение по делу № ДК17-25).
Действия судьи нельзя рассматривать как ошибку в применении норм права — она грубо нарушила права участников процесса и дискредитировала судебную власть.
ВС неоднократно разъяснял, что суд общей юрисдикции не может принимать к производству такие дела.
В силу своих обязанностей судья должна была знать практику Верховного суда по спорам с участием акционеров и хозяйственных обществ (п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.03 № 2).
Но это, так называемый, явный ляп, а множество иных нарушений, явно не способствующих осуществлению правосудия, остаются безнаказанными и сегодня ожидать реальных изменений в этом направлении (а следовательно улучшения законности судебных решений) с явно наметившейся в последние годы круговой порукой, не приходится.
Существующее положение дел приводит к вынесению и «засиливанию» множества, мягко говоря небесспорных решений, в т.ч. основанных не на заключениях экспертов и специальных исследованиях (к примеру, из моей недавней практики 3 инстанций южных судов) воздуха в жилом доме, а на частном не мотивированном мнении «уважаемого судом» специалиста и/или ахинеи «известного в узком кругу суда» адвоката о наличии запаха креазота и невозможности улавливания его Истцом в ходе неоднократных осмотров дома по причине, якобы разбросанных по полу дома апельсиновых корочек.
К настоящему моменту ст. 12.1 действующего Закона «О статусе судей в РФ» предусматривает следующие наказания за совершенные ими нарушения:
- замечание;
- предупреждение;
- прекращение полномочий.
Однако, пока шел период летних отпусков, 31.07.2018 года в Российской газете №165 опубликован Федеральный закон №243-ФЗ от 29 июля 2018 года «О внесении изменений в Закон РФ «О статусе судей в РФ» и федеральный закон «Об органах судейского сообщества в РФ».
По мнению авторов изменений, первые два из названных — слишком мягкие, а последнее — самое строгое.
Не хватало своего рода “промежуточного звена”. В связи с чем было решено ввести новый вид дисциплинарного наказания — понижение в классе квалификации.
У каждого судьи есть класс квалификации, всего их 10 — с девятого по высший.
Класс присуждается в зависимости от должности, занимаемой судьей, и срока его пребывания на посту.
Так, мировой судья может быть аттестован с девятого по седьмой класс и только в случае, когда он занимает свой пост не менее 2-х лет.
Понижение в классе грозит только судьям, которые уже имеют наказание за ранее совершенное нарушение и совершили “рецидив”. В таком случае класс может быть понижен на 1 уровень.
Понижение в классе влечет в свою очередь и возможное понижение в должности. К примеру, пост председателя районного суда может занимать только судья с классом не ниже седьмого.
Если его класс понизят до восьмого, ему придется освободить эту должность или перейти, к примеру, в мировые судьи.
Решение о понижении будет принимать квалификационная комиссия. Аттестоваться на новый, более высокий класс, можно будет как и в обычном порядке — после истечения срока пребывания в квалификационном классе.
К настоящему моменту с теоретической точки зрения остался открытым вопрос, как указанная мера будет применяться к судьям, имеющим самый низкий, девятый класс.
Надо сказать, что новый вид дисциплинарного взыскания не затронет судей Конституционного суда РФ.
Изменения вступят в силу с 01 сентября… будущего года.
P.S. Ну что же, поживем, увидим.