А, что юридическая практика? В СМИ мелькают сообщения и сюжеты о привлечении к уголовной ответственности чиновников за взятки, превышение должностных полномочий, отчёты руководителей Следственных комитетов при прокуратуре и МВД об уголовных делах по взяткам и хищениям государственной собственности. Во-первых, применительно к масштабам страны, помноженным на масштабы казнокрадства, все эти сообщения носят эпизодический характер, о чём свидетельствует неизменность коррупционного состояния страны. Во-вторых, реальность такова, что привлечь к уголовной ответственности нечистого на руку чиновника, даже при наличии объективных оснований, по-прежнему не просто. Даже если уголовное дело возбуждено, это не значит, что коррупционер будет осужден и отправлен в места не столь отдалённые, а тем более за превышение или злоупотребление должностными полномочиями, если только – уголовное дело не есть результат клановых разборок, где дела «шьются» под заказ сильнейшего. А если коррупционер ещё и член «Единой России», то у него вообще почти законный иммунитет. Поэтому, в итоге: условный срок, другая чиновная должность, и, самое главное, неприкосновенность нажитого «непосильным трудом» за минусом расходов на обеспечение условного срока.В органах прокуратуры и МВД находится масса материалов по заявлениям и жалобам граждан на незаконные действия чиновников разного ранга, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (так называемые отказные материалы). Большинство постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении чиновников выносятся без достаточных на то оснований, то есть, незаконно. Но поскольку теневые нормы коррупционного поведения накрепко повязали чиновников исполнительной власти с чиновниками от правоохранительных органов, особенно крепка эта связка в муниципальных образованиях регионов, объективное разбирательство по жалобам и заявлениям граждан на коррупционные правонарушения чиновников (термин Федерального закона «О противодействии коррупции) по определению невозможно. Наиболее настойчивые граждане (их адвокаты) обжалуют решения местных прокуроров в Генеральную Прокуратуру, Следственный комитет. Оттуда жалобы с резолюциями спускаются в региональные прокурорские органы, а затем опять местным прокурорам. И этот круговорот повторяется неоднократно. В большинстве случаев материалы проверок, в конце концов, оседают в архивах прокуратуры и МВД, вороватые чиновники продолжают сидеть в должностных креслах, укрепившись в своей безнаказанности, планка правового нигилизма граждан поднимается вверх, правовые ценности, закон и справедливость теряют смысл и значение. Да и среди служителей Фемиды далеко не всё, слава Богу. Теневые нормы, неформальные отношения и здесь укоренились глубоко. В судах появились «свои» адвокаты, стало нормой, чтобы «свои» адвокаты предварительно договаривались с судьями о решении (приговоре) по тому или иному делу. Практика обсуждения судьёй и прокурором (помощником прокурора – государственным обвинителем) подлежащего вынесению приговора до удаления судьи в совещательную комнату, тоже в порядке вещей. В суде можно услышать возмущённые голоса граждан: — Да тут всё за деньги делается! Случается и сами судьи нелестно отзываются о нравах, царящих в том или ином судейском сообществе.Как известно, эффективность законодательных норм можно определить как соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты. Масштабы коррупции в России, с точки зрения эффективности применения права в противодействии коррупции, говорят о слабой конфликторазрешительной способности судебной системы и деформации юридической практики, что непосредственно влияет на субъективную сторону правовой действительности – правосознание, состояние правовой культуры. Эти понятия наравне с позитивным правом (законами, правовыми актами, судебными актами), составляют важнейшие действенные составные части правовой системы, и, соответственно, отражают состояние правовой действительности.Что требуется от тех, кто понимает, что такое сегодня масштабная системная коррупция для России и противостоит ей в силу профессионального долга? Думается, что, прежде всего, они должны обладать не только соответствующим профессионализмом, но и высоким уровнем профессионального правосознания.В условиях кризиса ценностных ориентиров и утверждения стереотипов неправомерного поведения, неправомерное поведение чиновников носит массовый, устойчивый характер и становится коррупционным поведением, которое вовлекает в свою орбиту, и рядовых граждан и должностных лиц органов правопорядка. Коррупционное поведение чиновников, в свою очередь, становится источником конфликтных ситуаций, которые развиваются в острые деструктивные социальные конфликты. Коррупция является как причиной, так и следствием не разрешённых (неурегулированных) конфликтов, которые возникают и развиваются на разных уровнях общественного бытия, и продолжают существовать в общественном сознании в виде негативных стереотипов поведения, привычек, формируя и нагнетая конфликтопотенциал в российском обществе. В правосознании людей столкнувшихся с коррупцией при отстаивании своих прав или выполнении служебного долга происходит конфликт в связи с оценкой неправомерных реалий, переосмыслением прошлого. Круговорот коррупции размывает не только правопорядок, ценность права, но и православные ценности. И бесполезно надеяться, что Президент создаст специальный орган, который, наконец, обуздает коррупцию или придёт новая власть, которая разрушит коррупционные кланы, пересажает коррупционеров. Этого не будет.Встаёт вопрос, прозвучавший в статье Александра Исаевича Солженицына «Жить не по лжи» ещё в эпоху развитого социализма, опубликована в «Русском мире» (2008, № 12): А чем же мы помешаем? В данном случае — А чем же мы не работники органов правопорядка можем противостоять круговороту коррупции? И он дал ответ: личным не участием во лжи, а коррупция – это тоже ложь, поэтому личным неучастием в коррупционных деяниях ни под каким видом и ни в каких формах.Е.А. Нагорный
Источник 14.04.2009 г.


Хорошая статья, особенно вывод: личным не участием во лжи, а коррупция – это тоже ложь, поэтому личным неучастием в коррупционных деяниях ни под каким видом и ни в каких формах.
P.S. Подписываюсь!
Как ни печально, но автор прав: «бесполезно надеяться, что Президент создаст специальный орган, который, наконец, обуздает коррупцию или придёт новая власть, которая разрушит коррупционные кланы, пересажает коррупционеров. Этого не будет.»
Странная у вас однако позиция. А сами-то вы что сделали чтобы победить эту самую коррупцию? Не давайте взяток. не пристраивайте на
работухлебные места своих родственников-бездельников, не молчите когда видите беспредел чиновников — и коррупция сама исчезнет.Простите за повтор, но главное, чем мы можем противостоять коррупции: «личным не участием во лжи, а коррупция – это тоже ложь, поэтому личным неучастием в коррупционных деяниях ни под каким видом и ни в каких формах»
Это понятно, что лучше не платить. Но знаю по себе, если я не буду давать взятки, то я никогда не попаду к врачу, судебные приставы никогда не поднимутся от стула, чтобы выполнить свои обязанности, а мое предприятие сожрут напополам налоговая и пожарка.
Да уж… взятки давно стали способом заставить людей исполнять свои обязанности. Надо бороться не законодательно, а гипнотически. Иначе люди так и будут работать «по-советски»: отбывать за чаем свой рабочий день и ждать конфет и пряников за выполнение своей работы.
Медведев как-то сказал: "«коррупция рождается снизу, и ей нужно обрубать корни»". Так скоро дойдем до борьбы с теми, кто дает взятку! Дал взятку — сел в тюрьму! Не садить же чиновников в конце-концов!
Вот так и живем — бедные и дальше беднеют, богатые и сильные -богатеют. Естественный отбор, который идет увы, не на пользу граждан.
Коррупция была, есть и будет есть. Любая власть и наличие казны являются почвой для коррупции. Вопрос только в % коррумпированности чиновников. А у нас ещё при Петре Первом брали. И боролись во все времена и все народы. Но только в современной России законы о противодействии коррупции такие мягкие: для мелких чинуш — тюрьма, для крупных — в оставку, на повышение/понижение или перевод на другое место. Вот это наше, к сожалению.
Статья действительно злободневная. Спасибо автору за смелую гражданскую позицию. Решил высказаться: друзья, как вы думаете за сколько лет можно уменьшить аппетиты коррупционеров хотя бы на половину? А каими методами? Достаточно ли многочисленных поправок в нормативные акты, издание законов и всевозможных инструкций? Или нужны крайние решительные меры? Вопросы без однозначных ответов. Объявить популистский проект легко, не трудно провести и несколько показательных облав и процессов. А что дальше? Как правило, отчитавшись за показуху, чиновники успокаиваются. Система «договорной», «показательной» борьбы с коррупционерами на постоянной основе не работает. Значит нужны кардинальные меры. А то складывается впечатление, что современная акция противодействия коррупции сродни акции «Пчелы против меда». Осталось только создать Министерство по борьбе с коррупцией и бюрократией. Вот смеху-то будет. Убежден, что в настоящее время наша «независимая» прокуратура не в состоянии обеспечить надлежащий надзор за исполнением любого закона о борьбе с коррупцией. Да и «политическая воля» до сих пор не ясна. Я не имею ввиду ответы президента на заранее подготовленные вопросы телезрителей. Я имею ввиду не слова, а реальные поступки. Многие помнят, что одной из многочисленных причин ареста и возбуждения уголовного дела послужил доклад МБХ президенту о коррупции во власти на встрече с олигархами. Стоит задуматься, объявленные акции на самом деле нужны нашей власти или нет. Естественно, что про нас с вами речи не идет. Вождь племени проблем простого индейца не разумеет. Мне кажется, что мы имеем сейчас не борьбу с коррупцией, а игру в борьбу с коррупцией со всеми вытекающими выводами.
Нужна политическая воля — тов. Сталин мог ведь сдерживать коррупцию…
Возможно я сейчас выскажусь несколько по-стариковски, но в нашей стране кого-то типа Сталина ой как не хватает!
Коррупция будет процветать до тх пор пока есть «спрос»
Коррупцию вскармливает исключетельная непрозрачность деятельности чиновников. Все общественные совет при тех, или иных структурах исполнительной власти, просто фикция, либо «корочки» для их членов (участников). Я просто не могу понять, чем занимаются общественные советы при губернаторах, УВД, СУ СКП, МинЮсте и т.д…
Уважаемые коллеги, как говорил нам на лекциях по «государство и право зарубежных стран» наш замечательный преподаватель — В.В. Добровольский — коррупця — это когда кто-то с кем-то когда-то учился… подружился… и т.д. Тогда мы говорили о ментальности народов :). В России коррупция — это высокодоходный и необлагаемый официальными налогами БИЗНЕС. А «свой» бизнес просто так никто и никогда не отдаст! Яркий пример с игровыми автоматами и казино… не правда-ли?
Вот мне интересно, что будет если введут (широко обсуждаемые в СМИ) на законодательном уровне для чиновников такие процедуры (хотя бы раз в год) как прохождение теста на полиграфе или обязательном не только декларировании, но и обосновании всех своих (в т.ч. родственников) доходов и расходов (откуда деньги на Х5, квартирку за 10 миллионов без ремонта и интерьера и поездку всем скопом на Мальдивы или Доминику). Дотянутся ли коррупционные щупальцы до проверяющих все эти данные и отвечающих за их публикацию, а??? Или нас ждут массовые увольнения???
Вот Вы размечтались )))