К вопросу о полномочиях кассационного суда общей юрисдикции после «судебной реформы» — ч.1 ст. 390 ГПК РФ
Вы никогда не задавали себе крамольный вопрос , кто и в каком количестве пишет законы, которые мы соблюдаем и на которые мы, юристы, ссылаемся? И может ли этот «кто-то», в расплывчатой формулировке "Законодатель", ошибаться ?
Диспозиция. Представляю интересы ответчика в гражданском процессе, другие коллеги - иного (процессуальные интересы ответчиков совпадают — муж и жена). Районный суд и апелляция выносят решения не в нашу пользу. Возникает вопрос кассации в кассационный суд общей юрисдикции. Коллеги подали жалобу, а я попросил ознакомиться. Заметил, что в кассационной жалобе имеется просьба отменить судебный акт только апелляционной инстанции. Спросил, почему не И первой И апелляционной ? Коллеги сослались на ч.1 ст. 390 ГПК РФ, а именно пункты 2 , 3 и 5, где говорится, например, что кассационный суд общей юрисдикции имеет право «отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд». То есть по мнению коллег получается (и я с ними согласен), что в полномочия кассационного суда общей юрисдикции входит лишь отмена одного из судебных актов — суда первой или апелляционной инстанции, но никак не обоих сразу.
В ситуации, к примеру, когда первое решение в вашу пользу, а апелляция — не в вашу — такая логика Законодателя имеет место быть. Но в нашей ситуации — это не подходит. Как суд у нас может отменить одно из решений, а другое оставить в силе? Например, отменить апелляцию, а решение первой оставить в силе ? Это же полный бред получается. То есть мифический Законодатель фактически урезал полномочия кассационного суда общей юрисдикции… Кроме того, такая формулировка ч.1 ст. 390 ГПК РФ этого самого Законодателя противоречит нормам ст. 379.6 ГПК РФ, где прямо сказано, что «Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций». «При этом суд не вправе проверять … законность судебных постановлений, которые не обжалуются».
При этом так же я возразил коллегам, что стороны в процессе никем не лишены права в кассационной жалобе не согласиться с судебными актами и первой и апелляционной инстанции. Даже если вы сошлётесь на мнение наших соседей по Галактике и попросите прямо в кассационной жалобе привлечь их к участию в деле , но при этом ваша кассация имеет надлежащую процессуальную форму и соблюдает все требования к кассационной жалобе — её обязаны принять и рассмотреть всё, в ней изложенное (каким будет решение кассации — вопрос другой).
А теперь возникает вопрос — что, если кассационный суд общей юрисдикции будет формально (как любят делать все суды) подходить к выполнению своих полномочий — отменять только одно из решений ? В подобном случае полагаю, что это приведёт к нагрузке на судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации, и которая может вот это всё «и/или»
Хорошо, пойдём дальше, а что если наш «Законодатель» спохватится, и добавит вот это «и/или» в ч.1 ст. 390 ГПК РФ? Как быть тем, у кого отменят только одно из решений? Полагаю, что ничего не произойдёт и никакого "пересмотра" не будет— так же, как не произошло никаких пересмотров тех сотен -тысяч судебных актов судьи, у которой оказался поддельный диплом об образовании… А это неправильно и несправедливо. Впрочем, ни в одном Кодексе не указано, что решение суда должно быть справедливым — а только «законным и обоснованным». Но что есть законность и обоснованность для нашего народа, который любит именно справедливость?.. Однако, это предмет для разговора в кулуарах.
P.S. Возможно, многие скажут, что я придираюсь «и/или» — чего уж там, казалось бы, но как видим прецедент неоднозначного толкования ч.1 ст. 390 ГПК РФ уже имеется. И очень боюсь, что для интересов другого ответчика отнюдь не теоретический — рассмотрение кассации будет же в пределах кассационной жалобы… Так что этот тот самый случай, когда запятая в «казнить нельзя помиловать» имеет значение. Что будет дальше, покажет практика. И тот самый «Законодатель».