Представьте себе, что в ясное солнечное утро вы едете на своем автомобиле по сухой асфальтовой дороге со скоростью 83 км/ч и неожиданно для себя въезжаете на перекресток. И не просто въезжаете, а едете прямо, хотя вам нужно направо, т.к. потом выясняется, что главная дорога на перекрестке меняет направление. Но это еще полбеды, потому что происходит ДТП, в результате которого погиб человек.
Я тоже сначала не мог представить, как такое возможно. Как при относительно невысокой скорости можно не заметить перекресток, да еще в солнечный день и сухую погоду. Оказывается, можно. Когда я сам проезжал в первый раз данный перекресток, мои ощущения полностью совпали с описанием событий будущим доверителем. Я тоже не понял, что… въезжаю на перекресток. Ну хорошо, мой стаж вождения всего 8 лет, но у доверителя — 30 лет безаварийного стажа!
На самом деле все очень просто, перекресток достаточно специфический: Х-образной формы, поперечная дорога при этом абсолютно незаметна, скрыта поросшей на обочине травой. Заблаговременно установленных дорожных знаков нет.
Тем не менее, 04.09.2019 года Отделом по РППБД и ЭТ по Закамской зоне ГСУ МВД по РТ возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 264 УК РФ в отношении доверителя по факту ДТП 04.08.2019 г.
Детальное изучение обстоятельств ДТП, доступных материалов дела, а также выезд на место происшествия позволили сделать нам вывод о грубейших нарушениях организации дорожного движения на данном перекрестке. С учетом данного обстоятельства запланирована дальнейшая работа по делу.
Для начала была запрошена схема дислокации дорожных знаков на участке трассы и непосредственно на перекрестке. Тут, что называется, попадание было в яблочко.
ГКУ «Главтатдортранс» любезно предоставило нам запрошенные сведения, при этом к ответу приложили Предписание № 23/дор-2019» от 05.08.2019 г. за подписью Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Менделеевскому району РТ Башарова И.Б. (Приложение № 1):
«В целях устранения нарушения ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков...», выявленных 04.08.2019 на перекрёстке а/д Бизяки-Ижевка и Псеево-Крынды ГКУ «Главтатдортранс» предлагается организовать выполнение следующих мероприятий:
— установить со всех сторон сигнальные столбики на примыкании;
— дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости», пошаговое снижение скорости 70 и 50 км/ч
— дорожные знаки 1.17 «Искусственная неровность», 5.20 «Искусственная неровность».
— установить искусственные неровности, перенести дорожные знаки со стороны с. Псеево по ГОСТу.
Примечателен тот факт, что согласно «Предписанию…» указанные нарушения были выявлены Башаровым И.Б. именно 04 августа 2019 года, то есть в тот день, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
Из ответа, направленного Исполкомом Менделеевского муниципального района РТ, также стало известно следующее:
20 августа 2019 года, опять же после ДТП, состоялось заседание комиссии Исполкома по безопасности дорожного движения, по результатам заседания составлен протокол № 5.
Согласно п. 3 Протокола необходимо установить дорожные знаки — ступенчатое снижение скорости до 20 км/ч на перекрестке Псеево-Крынды, а согласно п. 5 Протокола участок автодороги Псеево-Крынды является аварийным (Приложение № 2).
Ну что сказать сказать, молодцы! Выявили нарушения, даже частично устранили (Приложения №№ 3,4).
Однако дорожный знак, из-за которого, в общем-то, и возник весь сыр-бор, так и не появился.
В «Предписании…» было требование перенести дорожные знаки по ГОСТу со стороны с. Псеево, то есть с той стороны, с которой двигался доверитель, а именно, знак «Главная дорога» с табличкой об изменении её направления. Между тем указанное нарушение – отсутствие дорожного знака 2.1 с табличкой 8.13 за 150-300 метров до перекрестка – до сих пор не устранено. Эти дорожные знаки находятся, как и ранее, внутри перекрестка, что не может надлежащим образом информировать водителя, тем более, незнакомого с данным участком автодороги, о приближении к перекрестку автодорог.
Казалось бы, далее следователь должен был провести следственный эксперимент и назначить автотехническую экспертизу. Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 09.12.2008 № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» отмечает необходимость решать вопрос о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия и определять момент возникновения опасности для движения в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Также Пленум указал, что опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.
Но как бы не так! Для чего стараться, если виновное лицо уже назначено.
Ситуация несколько изменилась после появления в сети видеоролика о проблемах на данном перекрестке и халатности должностных лиц. Как результат, следователь назначил автотехническую экспертизу и зарегистрировал рапорт по ч.2 ст. 293 УК РФ, направив его для проведения проверки в органы Следственного комитета РФ. Настораживало только одно, экспертиза была назначена менее, чем за неделю до истечения двухмесячного срока по делу.
Чутье не подвело. Я и не знаю, как описать экспертизу, в которой эксперт-автотехник не может установить обстоятельства, доступные даже гражданам с образованием не ниже среднего (Приложение № 5). Простой математический расчет показывает, что водитель лишен технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие с момента объективной возможности обнаружить возникновение опасной дорожной ситуации. А как в этой экспертизе появилась ссылка на положения п. 13.13 ПДД РФ, одному эксперту известно, как будто не знал, что еще можно написать. О какой второстепенной дороге может идти речь, когда, во-первых, водитель изначально двигался по главной дороге, а, во-вторых, даже не подозревал о наличии впереди перекрестка? А кому это интересно?