В одном темном-темном городе, в темное время суток, на проезжей части с тусклым освещением одной из улиц, произошло столкновение 6 автомобилей, и не у кого из них не было видеорегистратора. (звучит как страшилка)
На самом деле история долгая, очень интересная и запутанная, но я постараюсь изложить ее как можно короче. Подробности можно изучить в прикрепленных документах.
По версии следствия: мой доверитель управляя а/м-1 преступил к маневру перестроения слева направо и не уступил дорогу попутному а/м-2, движущемуся по левой полосе прямо без изменения траектории движения, в результате произошло столкновение передним правым углом а/м-2 в задний левый угол а/м-1. После чего, а/м-1 и а/м-2 вынесло на встречную полосу, где а/м-2 столкнулся с встречным а/м-3, а а/м-1 создал помеху а/м-4, которая избегая столкновения применила обоснованный маневр перестроения в следствии чего утратила контроль за движением и выехала на встречную полосу (для неё), где столкнулась с а/м-5 и а/м-6. В результате пассажир в а/м-4 получил тяжкий вред здоровью.
По версии доверителя: доверитель управляя а/м-1 двигался прямолинейно по правой полосе. В процессе движения почувствовал удар в заднюю левую часть своего автомобиля, от чего его начало разворачивать против часовой стрелки в сторону встречной полосы. Выехал на встречную или нет, не помнит. В ходе неуправляемого заноса сумел рулем «поймать» а/м и остановился на своей полосе. Вышел, увидел, что слева стоят разбитые а/м-2 и а/м-3, а далеко позади на его полосе разбитые а/м-4, а/м-5 и а/м-6.
Мой доверитель вину не признает и считает виновной в ДТП водителя а/м-2.
Согласно схемы места ДТП сотрудники ГИБДД уже назначили моего доверителя «виновным», т.к. направление движения автомобиля, указанное стрелочкой на схеме, указывало на перестроение моего доверителя слева направо. В составлении схемы он не участвовал, но подпись поставил. Утверждает, что стрелочки появились на схеме после того, как он ее подписал.
Через небольшое количество времени нас вызвали на допрос в качестве подозреваемого. К нашему великому удивлению в коридоре сидела водитель а/м-2, которую уже допросили до нас в качестве свидетеля. Но она была ни одна, а с адвокатом – бывшим следователем этого же следственного отдела, не так давно покинувшим службу! Также была водитель а/м-4 и ее 2 пассажира: потерпевший и свидетель. Все они мило общались между собой. Сговорились? Вполне возможно. То есть следователь, даже не допрашивал водителя а/м-2 в качестве подозреваемой.
«Связи-мази», что-то не чисто, подумал я. Подмазали? Вполне вероятно. А иначе зачем они все здесь? Явно для очных ставок. Так и есть. После допроса в качестве подозреваемого, сразу были проведены очные ставки со всеми присутствующими, в ходе которых противоречия не были устранены. Но все утверждали, что причина – водитель а/м-1, хотя момент столкновения между а/м-1 и а/м-2 никто из других участников, кроме самих водителей этих машин, не видел.
Исходя из материалов дела, против моего доверителя напрямую свидетельствовали: водитель а/м-2 и водитель а/м-4
В части некоторых обстоятельств: свидетель, находящийся пассажиром в а/м-4; потерпевший – пассажир а/м-4
Не видели обстоятельств ДТП до момента столкновения: потерпевший, водитель а/м-5, водитель а/м-6, свидетели – прохожие.
Самые интересные показания давал водитель а/м-3. Именно на него мы и сделали «ставку», как на самого незаинтересованного свидетеля, давшего правдивые показания, т.к. для него единственного было не важно, кто именно, водитель а/м-1 или а/м-2 будет признан виновным в ДТП. Момента столкновения между а/м-1 и а/м-2 он не видел, но видел, что а/м-1 хоть и выехал в состоянии заноса на его полосу (встречную для а/м-1), но он успел уйти на свою полосу не создав ему помеху и только после этого на встречную полосу выехала а/м-2 с которой и произошло его (а/м-3) столкновение. До момента их столкновения, а/м-4 ни впереди, ни сзади, ни сбоку, не было, соответственно, а/м-1 не мог создать помеху а/м-4, т.к. а/м-1 уже вернулся на свою полосу.
Следователем были изъяты две видеозаписи с камер наружного наблюдения с административного здания. Данные записи были очень плохого качества.
Лично я, как бы не старался для себя разглядеть хоть что-то покадрово, так и не смог определить, что там вообще произошло. Обзору мешали деревья, тусклый свет, темное время суток. Границ проезжей части, разметки, марки автомобилей их силуэты, госномера не были видны от слова совсем. Были видны маленькие световые точки (фары) на черном фоне, где-то далеко.
«Но следователь Аркадий Паровозов все детально рассмотрел, и картину всю подробно мне на пальцах расписал. Виноват твой доверитель, а эксперты подтвердят, потому что он негодный перестраивался в ряд»
Следователь решил провести следственный эксперимент. Мы были согласны и просили провести его с нашим участием, но в итоге следователь без нашего участия провел по сути проверку показаний на месте со свидетелем – водителем а/м-4, которая, по ее показаниям, объезжала а/м-1, показав где именно и на какое расстояние он выехал на встречную полосу создав ей помеху. Ее пассажир – свидетель, подтвердил результат. Следователь нас лишил возможности возражать на месте, а также отказал нам в проведении, как следственного эксперимента, так и проверки показаний на месте с нашим участием.
По делу была назначена автотехническая экспертиза по видеозаписи и материалам дела.
Заключение автотехнической экспертизы, ну это «шедевр» в экспертной деятельности. За черным фоном эксперт «разглядел» всю картину происшествия и расписал механизм столкновения. Экспертизу проводили и подписали два эксперта. Один проверял результат, но в исследовании участия не принимал, а другой эксперт, проводивший непосредственно экспертизу не имел экспертной специальности, о чем на допросе в суде так и ответил на мой вопрос.
С человеком, который проводил видео экспертизу в рамках АТЭ, он не работал. В заключении про такого человека ни слова. Проводилась ли видео экспертиза записи на самом деле, остается под большим вопросом. Наличие темных скриншотов со стрелочками на светлые точки, как на объекты – автомобили, не доказывают, что там именно то, что описывает эксперт. (Возможно здесь была договоренность)
Выводы экспертизы противоречили показаниям водителя а/м-3. Противоречия между показаниями водителей а/м-3 и а/м-4 не были устранены.
Исходя из экспертизы и материалов дела остались без ответа следующие вопросы:
1.Какова причина потери контроля за движением водителем а/м-4?
2.На какую опасность водитель а/м-4 среагировала и была ли опасность на ее пути?
3.Не является ли столкновение автомобилей 1, 2 и 3 одним ДТП, а столкновение автомобилей 4, 5 и 6 другим отдельным самостоятельным ДТП?
Защита просила вынести оправдательный приговор, но суд, отвергая доводы защиты, не утруждаясь мотивированными суждениями все-таки вынес обвинительный приговор – 2 года 6 месяцев ограничения свободы.
Апелляционная инстанция, не вдаваясь в фактические обстоятельства дела приговор отменила по процессуальным основаниям и отправила дело на новое рассмотрение в ином составе.
Уже почти год, как дело находится на повторной АТЭ, сроки давности уже прошли, а заключения так и нет.
Какой вывод сделают другие эксперты, пока остается загадкой, но судя по длительности проведения экспертизы, с выводами определиться они не могут, а оправдательный приговор видимо выносить не хочется…
* титульное изображение сгенерировано нейросетью под моим руководством.