В далеком детстве, в замечательной детской энциклопедии 1975 года выпуска, которую до сих пор храню, в томе 8 «Из истории человеческого общества» в разделе «Зарубежные страны в средние века» прочел, что «…инквизиция не стремилась выяснить виновность или невиновность подсудимого, ей нужно было осудить. Таким образом она устрашала все население… Достаточно было доноса либо простого подозрения, чтобы человек оказался в когтях инквизиции. Задержанный … бесследно исчезал… Чтобы обессилить и сломить арестованного морально, его бросали в сырое подземелье, где держали много суток в кромешном мраке…».
«Отцы-инквизиторы, не предъявляя при первом допросе никакого обвинения, настойчиво требовали покаяния, полного признания вины…».
«…случалось, что в растерянности и страхе человек признавался в словах, которые никогда не произносил, и в поступках, которые никогда не совершал…».
«…инквизиторы требовали от обвиняемого «искреннего раскаяния», отречения от «злонамеренных ошибок», публичного покаяния и выдачи сообщников… Стремясь вырвать нужное признание, инквизиционные трибуналы применяли лжесвидетельство…».
«Если обвиняемый не проявлял строптивости и признавал свою вину, его могли приговорить к тюремному заключению…, работам на галерах, мог отделаться денежным штрафом… Отрицание предъявленных обвинений или, что еще хуже, защита взглядов, расходящихся с учением церкви, карались смертью…».
В Большой советской энциклопедии сказано, что «впервые об инквизиции как об учреждении говорилось на 4-м Лютеранском соборе (1215г.), установившем особый порядок для преследования еретиков, достаточным основанием для которого объявлялись порочащие слухи…».
«…из-за тайного и произвольного хода судопроизводства обвиняемые были лишены всяких гарантий. Широкое применение жестоких пыток, поощрение и вознаграждение доносчиков, материальная заинтересованность самой инквизиции и папства…, сделали инквизицию бичом католических стран. Приговоренных к смерти обычно передавали в руки светской власти для сожжения на костре…».
Многое изменилось с издания энциклопедии, но взгляды на инквизицию, похоже, остались прежними.
Так, авторы учебника «История с древнейших времен до конца Х1Х века» для 10 классов общеобразовательных организаций (Москва «Русское слово» 2017) указали, что «за время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, составило несколько сот тысяч человек».
«…основанием для допроса чаще всего были доносы, нередко ложные. Однако с помощью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, что затем давало повод для вынесения смертного приговора».
Довольно мрачное средневековье, как Европа выжила…
Но так ли было в действительности?
Можно сказать случайно вышел на статью диакона Андрея Кураева (15.10.2014) «Инквизиция. Просто статистика», подготовленную им на основании проведенных зарубежными историками исследовании архивных дел инквизиции.
Привожу выдержки:
Испания. В архивах Suprema (Верховного суда инквизиции), хранящихся в Национальном историческом архиве, сохранились отчеты, ежегодно предоставляемые всеми местными судами. Всего там хранится 49 092 досье.
Из них смертные приговоры вынесены лишь 775 обвиненным, большинство иудаизанты, несколько десятков морисков, более сотни протестантов, около 50 гомосексуалистов и несколько баскских ведьм.
По расчетам историков только 1,9 % приговоров определяют вину обвиняемого и передают дело светским властям для исполнения смертного приговора, остальные 98,1 % обвиняемых были либо оправданы, либо получили легкое наказание (штраф, покаяние, паломничество).
Из 7 000 дел в Валенсии в менее чем 2% были использованы пытки.
Эти 49 092 процесса проходили не во времена Торквемады, а с 1560 по 1700 года, большинство архивов из более ранних времен утеряны.
Важной вехой в истории инквизиции стала книга «Молот ведьм», написанная двумя инквизиторами, монахами-доминиканцами в 1486 (1487) г., которая стала руководством в начавшейся охоте на ведьм и содержала детальную процедуру определения факта дьявольских козней, справедливости обвинений в отношении к ведьме, методы дознания, порядок применения пыток и делопроизводства при допросе.
Однако Испанская Suprema (Верховный суд инквизиции) в 1538 году советовала своим отделениям: «инквизиторы не должны верить всему, что содержится в «Молоте ведьм», даже если автор «пишет об этом как о чем-то, что он сам видел и расследовал, ибо природа этих дел такова, что он мог ошибаться, как и многие другие».
Один из французских историков отмечает, что Suprema (Верховный суд инквизиции) никогда не верил в колдовские шабаши, более того, «он систематически заставлял освобождать подчиненных» оказывая давление на местные суды.
В целом по католическим странам Европы за два с половиной столетия «между 1550 и 1800 годами перед судом инквизиции предстало около 150 тыс. человек, из них лишь 3000 были приговорены к смерти», т.е. все те же почти два процента.
Хуже (особенно в пропорции к численности населения) было в протестантских регионах: в Швейцарии с населением около 1 миллиона сожгли 4000 ведьм, в Речи Посполитой соответственно 4 400 000 – 10 000, в Германии – 16 млн и 25 000, в Дании – Норвегии 970 000 и 1350 человек.
Альтернативой чему была инквизиция? По мнению исследователей инквизиция как гласный суд была альтернативой стихийному линчеванию. Инквизиция предоставляла слово самому обвиняемому, а от обвинителя требовала ясных доказательств. Для обвинения требовались показания двух свидетелей, которые в одно и то же время и в одном и том же месте видели и слышали одно и то же. В случае расхождения показания свидетелей обвиняемый отпускался.
Американский историк из университета Огайо Монтер в своей книге (издана в России) пишет, что инквизиторы мало полагались на пытку как на средство установления истины в сложных и неясных обстоятельствах. Они предпочитали подвергнуть подозреваемого многократному перекрестному допросу, чтобы разобраться не только в его словах и действиях, но и в его мотивах.
Довольно интересная статья «Защищая дьявола» вышла в журнале «Загадки истории» (2018 № 18).
В 1587 году с целью упорядочения процесса канонизации новых святых в Ватикане появились должности церковных адвокатов, которые делились на адвокатов дьявола и адвокатов Бога. Первые собирали компромат на кандидата в святые и подвергали сомнению каждый факт, вторые должны были защищать его честное имя и искать оправдания.
Второй обязанностью адвокатов дьявола было по заданию Великого инквизитора разбираться: является ли та или иная особа колдуном или ведьмой?
Одним из самых известных специалистов в этих вопросах был испанец Алонсо Салазар де Фриас. После назначения адвокатом дьявола первый процесс он проиграл и две «колдуньи» были сожжены, а две отправились в тюрьму.
Начинающий адвокат дьявола сделал правильные выводы и впоследствии избирал другую линию защиты. Например, устраивал перекрестные допросы, во время которых уточнял у обвиняемых, как они летели к месту шабаша, какие зелья употребляли, где сидел хозяин ада и так далее. И очень часто давал такие заключения: «Дьявол вводит в заблуждение тех, кто думает, что был на его шабаше. Я не нашел ни единственного доказательства, ни малейших признаков, из которых следует, что даже хотя бы один акт колдовства имел место. Свидетельства, не подкрепленные фактами, не могут быть взятыми за основу обвинения».
Интересно, прислушались бы к уважаемому адвокату дьявола в нашем суде?
Алонсо Салазар де Фриас спас от сожжения на костре около 15 тысяч женщин, получив прозвище «адвокат ведьм».
А теперь представим, как по велению Бога (или дьявола?) наши нынешние судьи во главе с несменяемым «верховным инквизитором» вдруг переместились бы в средневековье со своими 0,5 % оправдательных приговоров, бедная Европа, она бы, наверное, от края до края заполыхала кострами…