Качество (правильность) оказанных медицинских услуг могут определять эксперты не обладающие, реальными глубокими познаниями в современных методиках лечения.

Зачастую, такие эксперты оценивают современные методики лечения, используя недопустимые для этого старые подходы. Это приводит к тому, что лечение, проведенное по новейшей методике, ошибочно признается экспертом неправильным (некачественным) только потому, что эксперт плохо с ней знаком. 

Думаю, нет никакой необходимости рассказывать представителям медицинского сообщества о том, что такое потребительский экстремизм. Врачам хорошо известно, как некоторые недобросовестные пациенты пытаются предъявлять необоснованные претензии к качеству оказанных медицинских услуг, как они манипулируют законодательством о защите прав потребителей в целях получения материальных выгод.

К сожалению, больше остальных в зоне риска находятся те медики, которые в своей медицинской практике используют самые прогрессивные новейшие методики лечения.

Дело в том, что в судебном споре относительно качества оказанных медицинских услуг, как правило, решающее значение имеет заключение эксперта. Именно судебный эксперт делает выводы о том были ли медицинские услуги оказаны в соответствии с установленными методиками оказания медицинской помощи.

Именно эксперт определяет правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

И вот с этими самыми судебными экспертами возникают самые серьезные проблемы. Полностью соглашусь позицией Российского общества хирургов, которая была выражена 20 сентября 2019 года на заседании круглого стола, проводимого Комитетом Государственной Думы по охране здоровья: «Особую озабоченность вызывают негативные последствия «удобности и универсальности» эксперта.

Больше половины таких экспертов в области хирургии уже давно не оперируют и профессионально не заняты текущим анализом последних публикаций. Как правило, они сами давно не лечат пациентов с такой патологией и не являются авторитетными специалистами в этой области. К ним не обращаются больные с таким заболеванием, коллеги за консультациями, их не приглашают с докладами на крупные конференции, и они не участвуют в создании НКР.

Более того, часть из них вообще ни на какие конференции по профилю экспертизы не ездит и больных этого профиля давно не лечит, но имеет много свободного времени и соответствует формальным требованиям. Реально и много работающие специалисты слишком нагружены основной работой и неохотно участвуют в экспертизах.

Результат – некомпетентность большого числа первичных судебно-медицинских экспертиз и возмущенность медицинской общественности несправедливостью судебных решений».

Теоретически стороны судебного разбирательства конечно имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному наиболее компетентному эксперту (ст. 78 ГПК РФ), но на практике это не работает.

Суды поручают проведение судебно-медицинских экспертиз государственным экспертным учреждениям, а те в свою очередь привлекают для её проведения вот таких «удобных и универсальных» внештатных специалистов.

Таким образом, мы получаем то, что качество (правильность) оказанных медицинских услуг могут определять эксперты не обладающие, реальными глубокими познаниями в современных методиках лечения. Зачастую, такие эксперты оценивают современные методики лечения, используя недопустимые для этого старые подходы.

Это приводит к тому, что лечение, проведенное по новейшей методике, ошибочно признается экспертом неправильным (некачественным) только потому, что эксперт плохо с ней знаком.

Проблема заключается еще и в том, что проведение судебно-медицинской экспертизы ввиду загруженности государственных экспертных учреждений может занимать очень продолжительное время, до полугода и дольше. Поэтому суды крайне неохотно идут на проведение повторной экспертизы, даже если её ошибочность очевидна.

К тому же суду крайне сложно объяснять, что экспертом были допущены ошибки, а в ответ можно услышать, что судья в этом не специалист, ничего не понимает и понимать не обязан, что если эксперт сделал такой вывод, то значит так оно и есть.

Таким образом, рассчитывать на проведение повторной экспертизы «в случае чего» особенно не стоит.

Как же отстаивать свои права и законные интересы в такой ситуации?

Во-первых, ещё до назначения судом медицинской экспертизы в рамках судебного разбирательства необходимо заказывать внесудебное исследование о качестве оказанных медицинских услуг в любом компетентном экспертном учреждении.

С одной стороны, заключение специалиста не имеет существенного доказательственного значения для суда, так как он не предупреждается об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

С другой стороны, заключение специалиста помогает при формировании правовой позиции по делу, а также оно вместе со всеми материалами дела поступает в распоряжение судебного эксперта и влияет на формирование его выводов.

Во-вторых, при назначении судом медицинской экспертизы необходимо заявлять ходатайство о присутствии при проведении экспертизы (ст. 84 ГПК РФ). Это позволит давать объяснения и задавать вопросы эксперту, не вмешиваясь в ход исследований (ст. 24 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).

В-третьих, медицинским работникам, применяющим новейшие методики лечения, необходимо находить время и делать научные публикации, участвовать в конференциях, защищать диссертации по соответствующим темам для того, чтобы в случае возникновения спорных вопросов можно было сослаться на данные публикации, как на признанные медицинским сообществом методики лечения.

Да 16 16

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Участники дискуссии: Морохин Иван, Коробов Евгений, Семячков Анатолий, Петров Игорь, user57858
  • 19 Февраля 2020, 21:54 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич, зачастую, необходим материал определённой направленности. В открытом доступе размещены статьи, которые невозможно осмыслить. Ваша статья поможет нашим читателям понять юридические тонкости. Отличный материал.

    +3
  • 19 Февраля 2020, 22:35 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич, злободневная тема. 

    К сожалению, тупые чинуши превратили работу врача по оказанию медицинской помощи в услугу, типа кухарки или уборщицы. Это проблема номер один.

    В случае спора проблема не только с экспертами, но и судьями, у которых порой ума не больше, чем у курицы.(headbang) (headbang) (headbang)

    Как пример из реального дела. Суд принял экспертизу и отказал гражданину в его требованиях по признанию утери зрения в результате полученной ранее производственной травмы.

    Комиссионная (или комплексная — в архив не полезу) экспертиза.

    Первый эксперт («глазник») не предупрежден об уголовной ответственности.

    Второй эксперт… наберите воздуха в грудь побольше… набрали?....- гинеколог

    Это абсурд, это маразм. Но это решение суда постановленное именем Российской Федерации! Меня от такого суда выворачивает наизнанку! (devil) :@ :@

    +5
  • 19 Февраля 2020, 23:55 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич, утверждение о сомнении в квалификации медэкспертов в области хирургии выглядит неубедительно, поскольку это наиболее консервативная область медицины.
    В свое время я столкнулся с проблемами людей в области ЭКО, и был готов доказать реальные ошибки сотрудников медклиники. Но экспертов тогда не нашлось — нет их. 
    Вот где реальная человеческая мясорубка, а отнюдь не в хирургии. Было много громких разборов и скандалов по этой части, но решались они совсем не в суде. Потому что мало спецов обладает необходимой квалификацией в этой теме.

    И да, не уловил связи между потребительским экстремизмом и хирургией.
    Т.е. кто-то добровольно, с целью провокации и дальнейшей наживы ложится под нож, наркоз и иглу, без подтвержденного диагноза… и?
    Может поясните?

    +3
    • 20 Февраля 2020, 04:53 #

      Уважаемый Андрей Евгеньевич, в своё время в СССР был вопиющий случай, когда хирург получил срок. Хирургом оказался мясник с рынка, купивший диплом врача. Юг СССР, по-моему, Грузия!

      +2
  • 20 Февраля 2020, 03:22 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич!
    ↓ Читать полностью ↓
    Присоединяюсь к позитивным комментариям.
    Обращаю Ваше внимание на неточность.
    При обсуждении вопроса о судебных экспертизах Вы сослались на ст. 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»:
    Дело в том, что в судебном споре относительно качества оказанных медицинских услуг, как правило, решающее значение имеет заключение эксперта. Именно судебный эксперт делает выводы о том были ли медицинские услуги оказаны в соответствии с установленными методиками оказания медицинской помощи. Именно эксперт определяет правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата (ст. 64 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»).

    Статья 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» никакого отношения к судебной экспертизе не имеет. Она предназначена для двух вариантов:
    1. 
    3. Экспертиза качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
    2. 
    4. Экспертиза качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Из этого порядка мы узнаём, что такая экспертиза проводится Росздравнадзором:
    Приказ Минздрава России от 16.05.2017 N 226н «Об утверждении Порядка осуществления экспертизы качества медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании»6. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках осуществления государственного контроля проводится аттестованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке экспертами, привлекаемыми Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)

    +4
    • 20 Февраля 2020, 04:40 #

      Статья 64 «Экспертиза качества медицинской помощи» никакого отношения к судебной экспертизе не имеет.  Уважаемый Анатолий Кириллович, при всём уважении к Вам позволю себе не согласиться с Вашим мнением.

      Знаменитые питерские дела. Не в части потребительского экстремизма, так как там ситуация развивалась помимо воли потребителя (слово то какое-то ругательное в медицине), а в части присуждения денежных сумм. И вот здесь то как раз во всей красе выступают продажность экспертов и судей.

      Напомню, что по первому делу была присуждена сумма в 15 млн. руб. морального вреда, при том, что по стране в аналогичных случаях более миллиона никто не получал и сейчас более двух ряд ли кто получит.

       Во втором случае, просили десять, получили, по-моему, пять. К сожалению, на гражданский процесс меня не пригласили и на выходе получили то, о чем я предупреждал. По второму случаю экспертизы у меня на руках, поэтому я могу говорить о них от первого лица. 

      Во всех экспертизах фигурирует качество оказания медицинской помощи — стандарты её оказания. Заключения экспертов прямо противоположные в зависимости от места нахождения экспертных организаций — при всём уважении к медикам продажностью веет на расстоянии. Про судей говорить даже не буду. Что Санкт-Петербургский городской суд, что Московский городской суд — судейская клоака!

      +4
      • 20 Февраля 2020, 04:57 #

        Уважаемый Евгений Алексеевич!
        Уважаемый Анатолий Кириллович, при всём уважении к Вам позволю себе не согласиться с Вашим мнением.При всём уважении к Вам (Вы — единственный, кто читает мои опусы не по диагонали, а с карандашом в руках!) полагаю, что Вы не поняли моего комментария.
        Ст. 64  регламентирует только внесудебную экспертизу, проводимую медицинскими страховиками и Росздравнадзором. Закон о здравоохранении не может регламентировать судебную экспертизу.

        +4
        • 20 Февраля 2020, 05:21 #

          Уважаемый Анатолий Кириллович, прошу прощения, у меня ещё ночь и я в бессоннице. 

          Подобно Галлилео я воскликну: «И всё-таки она существует»! :D

          Я имею ввиду внесудебную экспертизу. А то нам всё время талдычат о том, что экспертиза — это исследование только по назначению судом. Ан нет, возможна и без суда!

          +4
          • 20 Февраля 2020, 07:16 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич!

            я в бессонницеПо возбудимости и бессоннице — мы родственные души.
            Делюсь некоторыми рецептами на ночь:
            2-4 таблетки экстракта пустырника (мягкое действие)
            или
            американский мелаксен, лучше попробовать с полтаблетки (жёстко).
            Испытания проводить в ночь на субботу  и воскресенье.

            +4
          • 20 Февраля 2020, 07:29 #

            Уважаемый Евгений Алексеевич!
             экспертиза… возможна и без суда!Экспертиза без  суда — это внепроцессуальная экспертиза.

            Процессуально регламентированная, то есть судебная экспертиза — это только суд
            Или следствие
            Или орган или должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении.

            Просто термин «экспертиза» употребляют применительно к разным правовым нуждам, как предусмотренными процессуально, так и вне таковых.

            +4
        • 20 Февраля 2020, 05:30 #

          Вы — единственный, кто читает мои опусы не по диагонали, а с карандашом в руках! Уважаемый Анатолий Кириллович, Ваши опусы давно заслужили доверие.

          У Вас учиться — одно удовольствие.

          Я же читаю Ваши статьи и комментарии не только, чтобы порадоваться за Вас, но и учёбы ради.(bow)

          +5
  • 20 Февраля 2020, 04:02 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич!

    Ваша рекомендация 
    при назначении судом медицинской экспертизы необходимо заявлять ходатайство о присутствии при проведении экспертизы (ст. 84 ГПК РФ). Это позволит давать объяснения и задавать вопросы эксперту, не вмешиваясь в ход исследований (ст. 24 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ»).не будет работать по следующим причинам:

    1. Комиссионная экспертиза выполняется не менее полугода (свежий случай из моей практики — 3 года!!!). Ни один адвокат не сможет уделить столько времени проводимой экспертизе (у клиента денег не хватит!).

    2. Комиссия экспертов никогда не выполнит указание суда, если таковое поступит, о присутствии при производстве экспертизы посторонних для комиссии лиц. Они экспертам всегда мешают.
    А в ГПК РФ нет нормы, которая обязывала бы экспертов выполнять указание суда о присутствии лиц, участвующих в деле, при производстве экспертизы
    ГПК РФ Статья 84. Порядок проведения экспертизы
    ...
    3. Лица, участвующие в деле, вправе присутствовать при проведении экспертизы, за исключением случаев, если такое присутствие может помешать исследованию, совещанию экспертов и составлению заключения.

    3. Кроме того, что может дать «присутствие», если:
    При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.
    Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», ст. 24.

    +5
  • 20 Февраля 2020, 05:06 #

    Уважаемый Алексей Валерьевич, тема качества судебно-медицинских экспертиз всегда злободневна, поскольку касается жизни и здоровья человека, и в определённой степени вы правы в том, что некоторые эксперты давно утратили связь с профессией, фактически став чиновниками-бюрократами от медицины. 

    Однако, это не снимает остроты проблемы, даже в казалось бы очевидных случаях, когда настоящему специалисту достаточно суток, чтобы посмотреть выписки из истории болезни, рентгеновские снимки и результаты МРТ, на основании которых сделать однозначный вывод о причинении тяжкого вреда здоровью, а вот целой комиссии экспертов, требуется не менее полугода, чтобы сделать хоть какой-то вывод, как в этом деле: Праворуб: Как лечение в клинике «Элигомед» обернулось причинением вреда ... 

    И здесь уже речь не о «потребительском экстремизме», а о замшелости и коррумпированности определённой части медицинских «специалистов», давно уже забывших даже как выглядат пациенты, но подписывающих экспертные заключения.

    +8

Да 16 16

Ваши голоса очень важны и позволяют выявлять действительно полезные материалы, интересные широкому кругу профессионалов. При этом бесполезные или откровенно рекламные тексты будут скрываться от посетителей и поисковых систем (Яндекс, Google и т.п.).

Для комментирования необходимо Авторизоваться или Зарегистрироваться

Ваши персональные заметки к публикации (видны только вам)

Рейтинг публикации: «О некоторых способах противодействия потребительскому экстремизму в сфере оказания медицинских услуг» 3 звезд из 5 на основе 16 оценок.
Адвокат Морохин Иван Николаевич
Кемерово, Россия
+7 (923) 538-8302
Персональная консультация
Сложные гражданские, уголовные и административные дела экономической направленности.
Дорого, но качественно. Все встречи и консультации, в т.ч. дистанционные только по предварительной записи.
https://morokhin.pravorub.ru/

Похожие публикации