Экономить на юристах и адвокатах не просто неэкономно, но и вредно.
Любят, ох любят наши люди вместо того, чтобы воспользоваться профессиональной помощью в судах или досудебных спорах, ездить в булочную на такси. А в итоге часто остаются как в известной сказке Александра Сергеевича Пушкина у разбитого корыта.
Не будем говорить в этой теме о проблемах, возникающих в досудебных спорах, а пройдём по уровням судебных инстанций. Возьмём только примеры из гражданских процессов (так как арбитражные и уголовные процессы это уже отдельные темы).
Обычному человеку (до революции их называли мещанами) кажется, что его спор очень лёгкий. Но это только кажется. Даже самое элементарное дело может в итоге «вылиться» в кошмар и ужас. Пример: Необходимо расторгнуть брак через суд, т.к. есть ребенок. Что может быть проще?.. Так думают многие. И ошибаются.
В один прекрасный момент супруг, обратившийся в суд за расторжением брака, вдруг узнаёт, что его супруга заявила в полицию о якобы причиненных ей побоях двухмесячной давности (дело 2020 года) – по ст. 116, ст. 116.1 УК РФ. В действительности же этих побоев не было. Что любопытно – каким-то образом были эти побои зафиксированы уже после подачи супругом искового заявления в суд.
Здесь вспоминается одна из серий фильма «Улицы разбитых фонарей», где некий персонаж в попытках избежать уголовной ответственности изо всей силы бьётся головой в зеркало. Супруг обратился за помощью к своему представителю. В ходе изучения выяснилось, что в течение 10 дней с момента совершения побоев (не суть важно были они в действительности или нет) необходимы четыре экспертизы разного рода, которых в действительности не было проведено.
Одна проверка по факту длилась свыше двух месяцев. Её итогом стал, естественно, отказ в возбуждении дела за отсутствием события преступления. Потрясающий ответ заявительницы о побоях, когда её спросили «Леди, ну и «с какого бодуна» вы это сделали?»: — «Я погорячилась»…
А если бы не было представителя, к которому мог обратиться заподозренный? Леди испортила бы жизнь своему супругу, себе и, главное, ребенку.
Перейдём теперь на следующий уровень – суд апелляционной инстанции. В последнее время всё чаще и чаще возникают случаи, когда одна из сторон обращается с апелляционной жалобой. Но в апелляционной инстанции уже сложнее отстоять свою правоту. К примеру, в моей практике наиболее запомнились на данный момент два случая апелляционного обжалования:
1) когда выяснилось, что несколько тысяч рублей долга превратились в несколько миллионов рублей долга (дело 2018 -2019 года);
2) необходимо потянуть время для спасения от финансовой катастрофы.
Может ли обычный человек, не обладающий юридическими знаниями, юридической практикой (не путаем с обывательским интересом к участию в судах и случайные успехи в них) найти варианты разрешения подобных вопросов, определить возможное совершение преступления? Ответ однозначен.
Далее – кассационное обжалование. А вот здесь «одна собака зарыта». Дело в том, что если заявитель кассационной жалобы созрел для того, чтобы в кассационной инстанции у него был представитель по делу, то необходимо его грамотно выбрать. К примеру, им выбрана в качестве представителя «тётя Дуся-консерьежка».
Что произойдет?.. Тётя Дуся кассационным судом будет отправлена восвояси, так как не имеет юридического образования. Ну это ещё полбеды. Но возникает следующий вопрос: А что вы хотите добиться своей кассационной жалобой? Варианты здесь могут быть разные и необходимо найти возможно наиболее правильный вариант.
Вышеприведенные три примера и показывают, что в судах без представителя, имеющего юридическое образование, делать нечего. Или, говоря иными словами, не надо пытаться быть Гулливером в стране великанов (оставим это замечательное произведение Джонатану Свифту).