Если бы кто-нибудь ранее сообщил мне о том, что в этом году будут придуманы такие законы и ограничения, я бы подумал, что он сошел с ума.
Все началось с глубокомысленного «рерайта» Конституции, реализованного через прославившееся на весь мир голосование «на пеньках» и молниеносно утвержденного высшим судом страны. С этого момента все, что возможно, у нас «обнулилось».
Далее началась агрессивная информационная коронавирусная атака, которая привела людей к полной изоляции, с потерей доходов и работы, но «с сохранением заработной платы».
Людям разрешили покидать квартиру только для обращения за экстренной медпомощью, поездок на работу, посещения ближайших магазинов и аптек, выгула домашних животных (на расстоянии до 100 м от места жительства), выноса мусора.
Государство получило дополнительные источники доходов в виде новых разновидностей штрафов, по сравнению с размерами которых помощь населению и бизнесу, на мой взгляд, носила символический характер.
Адвокаты так и не получили никакой материальной помощи и налоговых льгот, кроме права свободно передвигаться на карантине, под угрозой своей жизни и здоровью. Но Адвокатская палата очень старается и продолжает бороться за наши права.
Вторая волна эпидемии привела к ужесточению требований по ношению масок и перчаток во всех общественных местах с нещадным массовым штрафованием за их отсутствие, которое продолжается до сих пор. Свое мнение относительно законности таких штрафов я выразил здесь
В итоге люди, которые принципиально не надевают маски в общественном транспорте и магазинах, рискуют пострадать и материально, и даже физически.
Казалось бы, что может быть хуже того, чтобы терять доходы, ходить в «намордниках» и шарахаться от кашляющих людей.
Оказывается, может. Наши законодатели настроили свой «бешеный принтер» на максимальную скорость и в рекордно короткие сроки подарили нам целый букет новых запретов в самом конце уходящего года.
Кратко перечислю эти новогодние подарки.
Наделение сотрудников полиции новыми правами
В начале декабря законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Если поправки в Закон о полиции будут приняты (а мы ведь с вами в этом нисколько не сомневаемся, не так ли?), сотрудники полиции получат право вскрывать автомобили и квартиры, выставлять оцепление вокруг жилых домов и применять огнестрельное оружие не только при попытках граждан опасно приблизиться или прикоснуться к амуниции, но и в других случаях, которые полицейские будут оценивать как «угрозу нападения».
Усиление государственной защиты сотрудников силовых структур
Изменения в закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» о наложении запрета на разглашение сведений о частной жизни сотрудников правоохранительных, контролирующих, надзорных, судебных органов, а также военнослужащих даже при отсутствии реальной угрозы.
До настоящего времени такого рода защита была возможна только при наступлении реальной угрозы безопасности сотрудников указанных органов.
Запрет налагается на разглашение информации, содержащейся в запросах и других документах, направляемых при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Исключение составят сведения, которые оглашаются на открытом судебном заседании или в ходе досудебного производства, — и то только с разрешения дознавателя или следователя.
Расширение запретов на проведение митингов
Законопроект, «проскочивший» все стадии в Государственной думе в течение месяца. Отныне к публичным мероприятиям (митингам, демонстрациям и т.п.) приравнивается не только совокупность одиночных пикетов, но и поочередное участие нескольких лиц в таких пикетах.
Также к публичным мероприятиям приравняли массовое одновременное пребывание или передвижение граждан в общественных местах, направленное на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики.
Налагается запрет на финансирование митингов из иностранных источников, а также на проведение их на средства, полученные от несовершеннолетних и анонимных жертвователей, а также от юридических лиц, зарегистрированных менее чем за год до дня объявления сбора средств.
Иностранные агенты
Теперь иностранными агентами могут признаваться общественные объединения, не зарегистрированные как юридические лица, а также физические лица.
При упоминании иностранных агентов в средствах массовой информации необходимо будет сообщать об указанном статусе – по аналогии с упоминанием террористических организаций.
Цензура
Введение санкций в отношении владельцев информационных ресурсов, которыми пользуются россияне и отечественные СМИ, за «ограничение распространения пользователями интернета общественно значимой информации в РФ».
На практике это означает, что Роскомнадзор сможет заблокировать интернет-ресурс, если Генеральный прокурор и Министерство иностранных дел решат, что данный ресурс допускает дискриминацию в отношении материалов российских СМИ.
Социальные сети
Наложение на владельцев социальных сетей обязанностей:
— в течение суток блокировать или удалять по заявлению пользователя распространяемую в ней информацию, которая «явно направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды», а также любую иную информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
— не допускать использование социальной сети в целях совершения уголовно- наказуемых деяний;
— самостоятельно ограничивать доступ к информации, выражающей явное неуважение к обществу, государству, Конституции РФ, содержащей призывы к массовым беспорядкам, экстремизму и участию в несогласованных публичных мероприятиях.
Клевета
Введение уголовной ответственности за клевету, совершенную публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая интернет, а равно в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально неопределенных.
Наказание устанавливается в виде штрафа на сумму до одного миллиона рублей, либо в виде обязательных работ на срок до 240 часов, принудительных работ на срок до 2 лет, ареста на срок до 2 месяцев или лишения свободы на срок до 2 лет.
За клевету, совершенную с использованием служебного положения, устанавливается лишение свободы на срок до 3 лет, за клевету о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, можно лишиться свободы на срок до 4 лет. За клевету о совершении лицом изнасилования, тяжкого или особо тяжкого преступления будет грозить до 5 лет.
Несмотря на законодательные особенности и тенденции этого года, я продолжил одерживать победы в судах по уголовным и административным делам на различных уровнях, включая международный.
Если вам интересна моя адвокатская практика за 2020 год, можете ознакомиться с ней по этой ссылке.
Так что, уважаемые дамы и господа, отныне прежде чем публично высказывать свое профессиональное мнение о наших оппонентах в яркой экспрессивной форме, по всей видимости, стоит вспоминать об уголовном наказании за клевету и реализовывать свое желание высказаться более осторожно.
Символом уходящего года я бы сделал маски, плотно надетые на наших ртах.
В свете того, что происходит с нашей жизнью, правами и свободами, не сразу приходит в голову, что хорошего можно пожелать вам в следующем году, кроме крепкого здоровья (в особенности — психического), чтобы все это пережить.
Билл Гейтс, фигура которого неоднократно упоминалась в этом году в контексте происходящих событий с коронавирусом, надеется, что «жизнь снова будет «намного ближе к нормальной»». Что ж, спасибо и на этом. Видимо, на большее нам рассчитывать уже не стоит.
Поэтому завершу свою статью его пожеланиями: «Я думаю, что через год мы сможем оглянуться назад и сказать, что 2021 год будет лучше, чем 2020..."
Р.S. «Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе» — восточная мудрость, может она кого-то успокоит.