Часто у подрядчиков, работающих по госконтрактам, возникает вопрос: что делать, если заказчик просит выполнить дополнительные работы, не предусмотренные контрактом или в процессе выполнения выясняется, что дополнительные работы необходимы?
Давайте разбираться.
Изменение условий контракта
В законе «О контрактной системе» существуют условия о возможности изменения:
- Стоимости контракта;
- Срока его исполнения;
- Количества заказанных работ или услуг;
- Их объема;
- Характеристик.
Дополнительные работы и услуги
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) такая возможность предусмотрена в документации о закупке и государственном (муниципальном) контракте,
2) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренное контрактом количество товара с последующим пропорциональным увеличением цены, но не более чем на 10% от цены контракта.
Подрядчику можно увеличить цену работ или услуг не более чем на 10% от общего объема. При этом, стороны обязательно согласуют подобное изменение госконтракта. Без согласования исполнитель не может взыскать стоимость дополнительных работ или услуг, если они уже фактически выполнены.
Пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)
Подрядчик по госконтракту не вправе взыскивать с заказчика стоимость дополнительных работ, которые выполнены без согласия заказчика и в нарушение процедуры их согласования, установленной законом и договором.
Хотя допсоглашение не является обязательным условием для согласования, суды часто его требуют. И с юридической точки зрения это надежнее.
При этом, с учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы.
Но при этом вы должны понимать, что повышаются риски проверок со стороны контролирующих органов. И в целом исключительность необходимо доказать.
Так, по одному делу местная администрация и подрядчик в форме ООО заключили контракт по поставке оборудования. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаружил, что нужно закупить еще оборудование, поэтому заказчик предложил заключить допсоглашение. Оно увеличивало стоимость изначального контракта более чем на 20%. Стороны согласовали и провели поставку в нужном объеме, однако заказчик платить за заказанные товары не стал. Подрядчик был вынужден обратиться в арбитражный суд.
Первая инстанция (равно как и апелляционная) приняла решение в пользу подрядчика, заказчик должен был полностью оплатить товар. Суды установили, что по документации разрешено менять условия контракта. Еще суды обнаружили, что стороны заключили дополнительное соглашение и заказчик принял дополнительный товар.
Окружной арбитражный суд отменил предыдущие решения и удовлетворил исковые требования подрядчика частично – присудил выплатить 10% от стоимости контракта.
Если подрядчик обнаружил необходимость выполнения дополнительных работ для качественного исполнения контракта, то лучше уведомить заказчика и приостановить выполнение работ. Кроме того, приостановить работы по контракту придется и в том случае, если конечный результат негативно скажется на стороне заказчика. Например, его нельзя будет использовать.
Подрядчик может увеличить объем дополнительных работ по собственному желанию либо в том случае, если вынесено решение госоргана (органа местного самоуправления).
Подведем итоги
Вывод довольно простой: если возникла необходимость проведения дополнительных работ, это должно оформляться обязательным «допником», а стоимость увеличения контракта не должна превышать 10%.