После возвращения в профессию это дело было первым из той категории, которые навсегда в памяти, которое прям вот до глубины души и слов нет, каждый поймет о чем я и вспомнит что-то очень личное, а может и нет. Без лишних слов, их итак в этой публикации будет много, приступлю к изложению.
«Меня кинули с хатой на бабки» — с такого заявления начинался монолог мужчины, пришедшего на консультацию, а если подробнее и в формате диалога дело было так. Похоронив супругу, мужчина с двумя детьми 6 и 8 лет и тещей решили продать бывший семейный дом и перебраться в центр города, выбрали на сайте объявлений жилье, проверив его через выписки Росреестра на наличие ограничений, заключают сделку почти на 5 млн рублей, при этом до этого получают благословение от органов опеки, ведь маткапитал расходуется и сдают документы в МФЦ 17 декабря 21 года, делают ремонт в новой квартире и вообще новый год, новая жизнь, дети растут.
После новогодних праздников мужчина идет в МФЦ за документами на квартиру и получает уведомление о приостановлении государственной регистрации по причине «Потому что» и «Разбирайтесь сами». Дальше начинается бег по кругу — недобросовестные продавцы, опека, прокурор, риелтор, МФЦ и ничего от слова совсем, ах нет извиняюсь — «решайте, иначе будете привлечены к ответственности за трату маткапитала».
В конце февраля, мужчина понимает, что время идет, 4 700 000 утрачены, квартира не оформлена, на ремонт уже 500 000 вложено, дети при новой школе и садике, у продавцов денег конечно уже нет, органы ведут себя как органы и что делать с таким вопросом приходит к нам.
Мы взяли паузу, ситуация была из разряда — необъяснимо, но факт. Обрабатываем документы и видим, что Росреестр отказывает в государственной регистрации перехода права ввиду наличия ареста и запрета от судебных приставов на одного из собственников — продавца (как добывалось это Постановление отдельная история), но само постановление от 10.01.2022, а приостановление регистрации от 30.12.2021, т.е. Росреестр — как минимум потомки Ванги.
Также имеем молчание от прокурора, упорное игнорирование проблемы от продавца, остающегося титульным собственником, но уже с почти 5 000 000 в кармане и посылания в направлении «Далеко» от приставов, так как мужчина — не сторона исполпроизводства и полная неизвестность — если арест, значит торги, значит квартира может в любой момент уйти, просто проснулись, дети в школу сходили, а вечером жить в подъезде.
Решено, было работать стратегически спланировано и быстро, но в два этапа и в трех направлениях, в гражданском, административном, и, хоть немного, в уголовном.
- Первый этап подразумевал написание и рассылку писем всем — губернатору, прокурору, начальнику отдела образования (мы наивно полагали, что опека выступит в суде в интересах детей), уполномоченному по правам ребенка (а у нас их целых два и отец-вдовец), старшему судебному приставу. Забегая вперед, хочу отметить, что более — менее полезен оказался прокурор — направил в полицию сообщение о возможном преступлении, а остальные вели себя как дальние родственники на похоронах — извините, это ужасно, мы передадим по компетенции и прочий бред.
- Второй этап — судебный, скажу сразу мы делали ставку на административный иск, все внимание было ему, потому что наша проблема разрешалась только точечно — нет Постановления об аресте и запрете — нет проблемы, к гражданскому иску были предъявлены требования как к актеру второго плана, дублеру.
Изучив практику и КАС, составили административный иск о признании действий судебного пристава — исполнителя незаконными: у должника-продавца лишь доля, а не вся площадь, дата из будущего, а ограничения в настоящем, обеспечительные меры носят стимулирующий характер должника, а у нас он сам всех простимулировал и живет счастливо (п. 7 ст. 64. ФЗ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
По практике, в частности нашего региона, доказать незаконность очень сложно, ведь имущество принадлежит должнику (право собственности прекращается в отношении недвижимого имущества только госрегистрацией — п. 1 ст. 551 ГК РФ), а значит пристав все делает правильно, в отношении движимого имущества все конечно проще, просто доказать факт передачи имущества и приставы снимают арест/запрет.
Была еще одна сложность, на которую судья по неизвестной нам причине не обратил внимание — это срок, а он всего 10 дней, но предвидя все варианты, заявление о восстановлении срока было подготовлено, вопрос только был от чего этот срок отсчитывать, если документов нет, событий нет и участвует заинтересованное лицо, но мы собрали все, что можно и были готовы биться за давность, в соответствии с ч.1 ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный КАС процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Что касается гражданского иска, подали мы их почти в одно время с административным, решено было предъявлять три требования — признать приобретателей добросовестными (на случай если откажут в остальных требованиях использовать как преюдицию) и освободить имущество от ареста, снять запрет. Через https://sudact.ru/ (позднее уточнила конкретно практику судьи) было выяснено, что признать покупателя добросовестным почти просто — истцом приняты меры разумной осмотрительности до сделки, также наличие выписки Росреестра об отсутствии обременений до заключения договора купли-продажи квартиры.
Как итог, победа пришла все-таки через КАС, первое заседание было на 15 апреля, а уже 16 мая (на 3 заседании) пристав сдалась и махала как белым флагом Постановлением о снятии запрета и освобождении от ареста.
Безусловно, это решение далось нам ценой собственной крови, а если точнее только в состоянии аффекта (нет, нам совершенно не стыдно) пристав проговорилась, что программа у них косячная — арест не ставится на часть, а только на все имущество и что имущество у должника -то единственное, арест они так и так обязаны будут снять.
От большого счастья судья, создав видимость значимости наших мнений — что делаем дальше?, прекратил производство по делу, но доверия приставам не было, да мы и понимали, что арест и ограничения сняты, сейчас Доверитель поедет и дорегистрирует сделку в МФЦ, но ощущение «не то пальто» не проходило, а завтра было заседание по гражданскому делу и план действий отсутствовал напрочь.
Спустя три часа, поздно вечером, наши опасения подтвердились, Росреестр сообщил о новом, свежем, еще только как три дня живущим, запрете на регистрационные действия, но уже на второго собственника, теперь уже на его долю. Таким образом, живое гражданское производство наш единственный шанс добивать эту гидру, мы ломаем одно Постановление, они рисуют новое, благо собственники прилежные должники с кучей исполпроизводств в анамнезе.
Утром под чутким руководством, наш Доверитель побежал разбираться с новым исполпроизводством, гражданское заседание было в обед, надо было примыкать к какому то берегу, обстановка накалялась, но — о, чудо!, пристав видимо решив больше не связываться с нами, отменила постановления на всех собственников и освободила все имущество от ареста и сняла все запреты. Выдохнув, мы пошли в заседание по гражданскому иску просто потянуть время, подстраховаться, пока Росреестр не поставит точку в нашем подвисшем вопросе, следующее заседание было назначено на 01 июня, это был успех, да-да на двух стульях, а что делать.
Итог, спустя два дня, наш Доверитель получил выписку о регистрации права собственности на квартиру в отношении себя, детей и тещи, от гражданского иска Доверитель отказался, по административному у нас определение о прекращении, также постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, ну оно и понятно, чего тут.
В послесловии хотелось бы сказать, несмотря на то, что данный текст написан в привычной мне манере написания — шутливо-иронично, весело не было ни мне ни Ивану Николаевичу от слова совсем, огромный объем документов, моральное напряжение до и после каждого заседания, наивное ожидание какой — то помощи от власть имущих после каждого письма и запроса и просто состояние нереальности происходящего, все же правовое государство социальной направленности, как так то...