Предыстория
Ко мне обратились доверители со следующей проблемой: в 2015 году ими был заключен предварительный договор купли-продажи, по которому ими было уплачено 1 400 000,00 рублей. Однако продавец от совершения основного договора купли-продажи уклонилась. Причем мои доверители были не первые, с кем продавец так поступила.
Тем не менее, они начали бороться и обратились в суд, который вынес решение о понуждении заключить договор купли-продажи, признании основного договора купли-продажи заключенным на условиях, предусмотренных предварительным договором.
После вступления в силу решения суда доверители отнесли документы для осуществления государственной регистрации перехода права собственности.
Однако им было отказано в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации перехода права собственности от продавца.
Доверители направили телеграмму с предложением закончить регистрацию и явиться в МФЦ, однако продавец на регистрацию так и не явилась. С момента направления телеграммы прошло более трех лет, собственниками квартиры доверители к моменту обращения ко мне так и стали.
После изучения ситуации мной было предложено обратиться в суд с иском о государственной регистрации перехода права собственности.
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга
Пока доверители принимали решение, продавец сама подала в суд исковое заявление о выселении. Нужно отметить, что и ранее она безуспешно обращалась в суд в надежде оспорить сделку.
Исковое заявление о государственной регистрации перехода права собственности было заявлено в процессе о выселении третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора. Кроме того, доверителями на депозит суда были зачислена полная сумма по договору купли-продажи. Судом исковое заявление было принято и удовлетворено. Прокурором наши требования были поддержаны.
При подготовке искового заявления я ломал голову по поводу того, что срок исковой давности может быть пропущен. Однако при изучении судебной практики мной была найдена позиция ВС РФ о том, что ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему.
Таким образом, обращение в суд спустя белее чем три года с того момента, как доверители узнали о нарушении своего права, не нарушает срока исковой давности.
Решение суда первой инстанции никем из сторон не обжаловалось.