Коллеги, наверняка многие из вас живут в регионах, где стоимость земли с 90-х годов выросла в десятки, а может и сотни раз. Я живу в Краснодарском крае, и у нас вся земля с тех пор выросла в цене очень высоко, будь она сельскохозяйственного назначения или для ИЖС. При этом вблизи Краснодара и других, более менее крупных или курортных городов стоимость земли выросла кратно. Я это пишу к тому, что дело в котором мне пришлось участвовать связано именно с желанием Истца мгновенно обогатиться, а не с желанием восстановления его прав.
Ко мне обратилась женщина с просьбой помочь в защите ее интересов как Ответчика по иску другого физического лица, о признании недействительным договора аренды и межевого плана земельного участка переданного ей администрацией Тахтамукайского района Республики Адыгея, исключении записи из ЕГРН о данном земельном участке и аннулировании записи о ее праве аренды на него.
Суть спора сводилась к тому, что Истец, якобы в 1994 г. получил для строительства дома земельный участок в ауле Козет, Тахтамкукайского района Республики Адыгея. Аул Козет фактически является спутником города Краснодара, сейчас там активно ведется застройка свободных земель. Стоимость 1 сотки земли не менее 1 миллиона рублей. С 1994 г. до апреля 2022 г. Истец «забыл» про свой земельный участок, а затем вспомнил, что он у него есть и решил его оформить в собственность.
Однако при проведении межевых работ выяснил, что на части якобы переданного ему ранее земельного участка стоит дом, вторая часть передана в аренду, а еще одна в собственность третьим лицам. Таким образом, при удачном для Истца исходе дела, он бы как минимум обогатился на 15 миллионов рублей, это если не считая, что земля не была бы размежёвана и на ней не было бы построено в будущем еще 3-4 дома.
В обосновании своих исковых требований Истец указал, что на основании распоряжения Козетской сельской администрации Тахтамукайского района Республики Адыгея от 10 мая 1994 г. №44 ему выделен в собственность земельный участок под строительство жилого дома, площадью 0,15 га (1500 кв.м ), которое как он считает, подтверждает правомерность его владения им.
Также, Истец считал, что сделки по отчуждению якобы его земельного участка Ответчикам недействительны в следствии их несоответствия требованиям закона, в частности ст.39.2, 11.9 ЗК РФ и ст. 608 ГК РФ. Вместе с тем, доказательств нарушения требований ст.ст. 11.9, 39.2 ЗК РФ и ст. 608 ГК РФ допущенных при формировании спорного земельного участка и его передаче 13.11.2014 г. в аренду моему доверителю, Истец в суд так и не предоставил.
Кроме того, вся эта история усугублялась еще и тем, что архив Козетского сельского поселения около 10 лет назад сгорел, поэтому какое-либо подтверждение о факте получения Истцом в 1994 г. земельного участка из администрации Козетского сельского поселения Тахтамукайского района РА в суд не предоставлено.
Строя свою линию защиты, мной ставилась задача доказать суду нарушение Истцом сроков исковой давности, который в данном виде спора равен 1 году, а также довести до суда, что Истцом выбран неправильный способ защиты. Доказательства, на которые я опирался, должны были подтвердить мою позицию, и то что согласно ч.2 ст. 181 ГК РФ, истец должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной в период с 13.11.2014 г. по 14.11.2015 г.
Ознакомившись с материалами дела, и полученными судом из Россреестра сведениями, а также получив сведения из ЕГРИП, я доказал суду, что Истец имел возможность заявить исковые требования в течении 1 года с момента регистрации договора аренды, заключенного между моим доверителем (Ответчиком) и администрацией Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея, фактически пропустив его по неуважительным причинам.
Так, доводы Истца, о том, что он не использовал спорный земельный участок, не установил его границы и не поставил на кадастровый учет в течении 28 лет, так как длительное время проживал в другом регионе, были не состоятельны и опровергались материалами дела. Напротив, согласно выписки из ЕГРН, находящейся в деле, на имя Истца на территории Краснодарского края и Республики Адыгея зарегистрировано 9 объектов недвижимости.
При этом в разделе №3 находится объект зарегистрированный 29.12.2005 г., в разделе №5 объект зарегистрированный 10.07.2015 г., в разделе №6 объект зарегистрированный 12.04.2016 г. и в разделе №8 объект зарегистрированный 22.08.2007 г. Кроме того, согласно выписки из единого государственного реестра предпринимателей, 08 мая 2014 г. Истец зарегистрирован в качестве предпринимателя на территории Краснодарского края. Деятельность Истца прекращена на территории Краснодарского края 22 июня 2016 г.
Указанные сведения из ЕГРИП и ЕГРН свидетельствует о том, что Истец активно реализовывал свои гражданские права с 29.12.2005 г. находясь на территории Краснодарского края и Республики Адыгея. Но при этом он не воспользовался правом поставить спорный земельный участок на учет до 2014 г., и предъявить исковые требования не нарушая срок исковой давности в пределах 1 года от даты постановки на учет земельных участков Ответчиков, в том числе моего доверителя после 2014 г., но не позднее 13 ноября 2015 г.
Таким образом, Истец пропустив срок исковой давности, когда ему должно было стать известно о об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, предъявил исковые требования, имея фактически в наличии один документ – распоряжение о выделении ему земельного участка для строительства дома, легитимность которого в суде не подтверждена.
Вместе с тем, Истец в течении 28 лет с момента издания указанного распоряжения не выполнил его в части строительства дома, что является самостоятельным основанием для его принудительного изъятия у него как в соответствии с требованиями Земельного кодекса РСФСР так и Земельного кодекса РФ, а также не нес бремя его содержания и не осуществлял иных действий в отношении него свидетельствующих о владении земельным участком и реализации в отношении него своих прав.
В суде я приобщал и письменное выступление и письменные прения, выдержки из которых вошли в судебное решение, что вдвойне приятно, так как моя работа была выполнена не зря. 25 сентября 2023 г. суд вынес решение о полном отказе в удовлетворении искового заявления, ну и соответственно права моего доверителя были защищены. Решение прилагаю к материалу. Выступление и прения в связи с большим объемом не приложил.
Добавлено: 14:30 09.10.2023
P.s. Доказательства, на которых мной строилась линия защиты, были истребованы судом при подготовке к судебному разбирательству, после моего ходатайства об их истребовании из ИФНС, Росреестра и Администрации МО.