— основанием для возвращения дела являются лишь существенные, не устранимые в судебном заседании, нарушения закона, неисправление которых исключает возможность постановления законного и обоснованного судебного решения по делу и фактически не позволяет суду реализовать возложенную на него Конституцией РФ функцию осуществления правосудия;
— с учетом назначения института возвращения дела прокурору (устранения выявленных
нарушений в целях последующего направления дела в суд для рассмотрения по существу и принятия законного, обоснованного и справедливого решения), основанием для этого могут быть только устранимые нарушения закона;
— устранение допущенных нарушений не должно быть связано с восполнением неполноты
предварительного расследования.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 14 указанного постановления от 5 марта 2004 года, к числу нарушений закона при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта, исключающих возможность вынесения судебного решения, относятся случаи, когда обвинение, изложенное в обвинительном заключении или обвинительном акте, не соответствует обвинению, изложенному в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого; когда обвинительное заключение или обвинительный акт не подписан следователем, дознавателем либо не утвержден прокурором; когда в обвинительном заключении или обвинительном акте отсутствуют указание на прошлые судимости обвиняемого, данные о месте нахождения обвиняемого, данные о потерпевшем, если он был установлен по делу.
Уголовно-процессуальный кодекс, а в частности часть 1 статьи 222 УПК РФ, обязывает прокурора, после утверждения обвинительного заключения, направить уголовное дело в суд.
То есть, первейшее условие выполнения требований закона о всесторонности, полноте
и объективности при рассмотрении поступившего от следователя уголовного дела с обвинительным заключением – это ознакомление прокурора с материалами дела и утверждения затем обвинительного заключения.
В данном деле, получилось всё совсем наоборот. Обвинительное заключение утверждено не было, но тем не менее дело спокойно «перекочевало» из кабинета прокурора в суд.
Заявленное защитой ходатайство было удовлетворено судом и уголовное дело в соответствии со ст.237 УПК РФ возвращено прокурору.