Как водится, оставшийся в живых водитель семерки (что сразу утверждал водитель Нивы-Шевроле и было установлено позже следствием) представился пассажиром и начал активно давать показания как свидетель.
Водитель Нивы-Шевроле проходил лечение от полученных травм и сотрясения головного мозга, говорил, что не помнит точно обстоятельств, когда следствие затеяло дополнительную проверку на месте ДТП – садись в машину и показывай, как ехал, где столкнулись. На основании этих показаний уже известный читателю из статьи про туфельку дознавательницы «Защита по ДТП. Когда адвокат – крепость» ясновидящий казанский эксперт А.Гаффаров быстро установил, где и как столкнулись эти автомобили. Остановить этот шабаш смог вступивший в дело адвокат Ф.Фахрутдинов.
Полковник в отставке, а ныне адвокат из города Октябрьский Республики Башкортостан Фаниль Шамилович Фахрутдинов обратился с адвокатским запросом к главному врачу больницы, где лечился его подопечный водитель Нивы-Шевроле, и получил заключение врачей о том, что больной в тот день не мог участвовать в любых следственных действиях как в силу болезни, так и в силу применяемых при лечении медикаментов.
Хотя заключение А.Гаффарова лопнуло, отметим, что он все же установил, что при скорости семерки 100 км/ч ее водитель имел техническую возможность предотвратить ДТП.
Далее, следователь из спецотдела из Набережных Челнов А.Буракшаев (тот самый, который в свое время так и не дал адвокату А.Э.Клявину туфельку дознавательницы для осмотра) «любезно» предоставил адвокату Ф.Фахрутдинову и второму адвокату водителя Нивы-Шевроле для осмотра оба автомобиля. А они привлекли меня в качестве специалиста.
На фотографии ниже автомобиль Нива-Шевроле с вмятиной на боку до 62 см и оба адвоката его водителя.
А это – семерка. Красная линейка показывает, где была передняя часть этого автомобиля до удара.
По результатам адвокатского осмотра и по запросу адвоката Ф.Фахрутдинова я дал заключение специалиста, в котором обосновал суждение о том, что скорость семерки в момент удара была не менее 136 км/ч.
Здесь надо отметить, что профиль дороги, по которой двигалась семерка до столкновения – спуск с холма с двумя низкими местами, где водитель Нивы-Шевроле не мог ее видеть, тем более в сумерках, без света фар.
Помнил ли следователь А.Буракшаев адвоката А.Э.Клявина и дело с туфелькой? Да, несомненно. Рад ли он был, что А.Э. Клявин не ввязался в это дело? Конечно! Да только адвокат Фаниль Шамилович Фахрутдинов оказался не хуже. Вцепился мертвой хваткой – жалобы прокурору, в суд, приемы у министра … В конце-концов следователь А.Буракшаев ушел на пенсию, оставив дело по наследству капитану Соколову.
Мой допрос следователем Соколовым был проведен уже летом. После разъяснения ст.58 УПК РФ следователь накинулся с критикой на методику CRASH3. Э-э, любезный, в области физики ты, конечно, спец, раз даже с целым доцентом решил поспорить …
Выслушав глубокие теоретические аргументы капитана Соколова по применению законов сохранения механики и сопротивления материалов, я все же спорить не стал, а спросил: «Самый умный что ли? Гарвард закончил? Поезжай в Москву, в научно-методический совет в Минюст и там пальцы растопырь – это они эту методику утвердили. А оттуда, не обессудь, либо сразу в замминистры к Колокольцеву, либо в Кащенку определят».
Соколов, чертыхнувшись, по ходатайству адвоката Ф. Фахрутдинова, вместо ст. 217, назначил экспертизу в РФЦСЭ. В том числе, по вопросам:
· установить скорость обоих автомобилей в момент столкновения,
· установить место столкновения автомобилей,
· установить расположение автомобилей в момент столкновения относительно друг друга и относительно дороги.
Дело ушло в Москву, капитан Соколов – не знаю куда, а с пенсии, как особо ценный специалист, был отозван наш старый добрый знакомый майор А.Буракшаев, который вновь принял это дело.
А вот теперь внимание, господа адвокаты и юристы! Оцените с точки зрения закона дальнейшее.
Следователь А.Буракшаев вдруг
Буракшаев: Кого я вижу, сам Никонов! Но в протокол не включу.
Никонов: А мне фиолетово. У Вас, Александр Михайлович, видно склероз или Вы не в курсе. Я, пока Вы на пенсии цветочки разводили, вступил в дело в качестве специалиста. Мои права и ст.58 УПК мне разъяснены, а посему начну, с Вашего разрешения, с вопросов следователю. Что за мероприятие, почему не в ресторане?
Буракшаев: Эксперт из Москвы запросил данные. Время и скорость движения Нивы-Шевроле, когда и где он пересек воображаемую осевую линию дороги, когда прибыл в место столкновения – ну туда, где были две царапины на асфальте.
Никонов: А где сейчас эти царапины? Перекресток отремонтировали и реконструировали.
Буракшаев: Так водитель Нивы-Шевроле и покажет.
Никонов: Нет, родной. Покажет эксперт из Москвы. Где он? Это ему следователь Соколов поручил установить место, скорости, положения машин, кто, где и как ехал до того как. Получается, эксперт решение этих вопросов перепоручил следователю Буракшаеву, хотя по закону обязан провести исследование самостоятельно. Потом он напишет типа «исходя из протокола …», то есть того, что Буракшаев установил, он, эксперт, установил, что … Вангование какое-то, не находите? А царапины каким автомобилем и какой частью образованы? Если семеркой, то ее длина 4.3м, если Нивой-Шевроле, то ее ширина 1.7м, итого плюс-минус 4.3+1.7=6м от царапин, которые неизвестно где? А кто из двоих первым выехал на встречную полосу?
Буракшаев: Вы срываете производство экспертизы!
Фахрутдинов: В присутствии понятых и других участников отказываемся от участия в этом эксперименте в порядке ст.51 Конституции РФ и заявляем отвод следователю Буракшаеву по причинам 1) за более чем год следствия не установил лицо, управлявшее семеркой (Соколов установил за два месяца), 2) не произвел осмотр автомобилей с целью установить каким из них и какой частью оставлены царапины на асфальте, 3) не произвел осмотр автомобилей с целью измерения их деформаций для установления скорости по повреждениям, …
Ну а мы ванговать не будем. Само собой, квалифицированный московский эксперт ничего не установил, кроме того, что семерка своей правой передней частью вошла в контакт с левым боком Нивы-Шевроле, что, впрочем, давно уже установил и неквалифицированный читатель этой статьи, глянув на фотографии машин выше.
Не скоро дело делалось после попытки следователя Буракшаева подменить эксперта, но, к чести Александра Михайловича, восторжествовала вменяемость – он прекратил уголовное преследование водителя Нивы-Шевроле, не полез на рожон. Поэтому, это был честный бой.
А мораль этой истории? А она все та же. Если бы следствие хотело найти виновного, нашло бы и квалифицированного эксперта. А так с кем был Буракшаев, с гаффаровыми? Защитники хотели отбить своего подзащитного, и путь только юридических словопрений для этой технической задачи явно был неэффективным. Поэтому защитник нашел специалиста. И сила защиты не удвоилась, а удесятерилась.
Все статьи автора на Праворубе