Хочу с Вами поделиться историей одного дела, которым я занимаюсь более года, и вот свершилось — Верховный суд истребовал его по моей кассационной жалобе.
История вопроса
Моим клиентом — компанией импортером джинсовой одежды были внесены авансовые платежи в счет оплаты предстоящих таможенных пошлин на общую сумму свыше 6 млн. руб.
В августе 2012 года на таможенный пост была подана декларация, по которой были исчислены таможенные платежи в сумме около 3 млн. рублей. В этом же месяце таможня отказала в выпуске товара, в связи с несоблюдением условий п. 1 ст. 195 ТК ТС, при этом, все платежи были списаны со счета. Фактически этот же товар был выпущен в конце августа по другой декларации и сумма таможенных платежей была списана повторно.
Как обычно это бывает, руководство вспомнило об этих деньгах аж только в ноябре 2013 года, обратившись в таможню с заявлением о возврате излишне взысканных сумм. Спустя неделю после подачи заявления таможня отказала в удовлетворении заявления, в связи с пропуском установленного ч. 2 ст. 148 от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» годичного срока для обращения с соответствующим заявлением.
Наивно полагая, что согласно определению КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, мы можем взыскать излишне уплаченные таможенные платежи в пределах общего трехлетнего срока исковой давности, я обратился в суд с соответствующим заявлением, мотивировав его тем, что я обращаюсь с имущественным требованием, отказ таможни не обжалую, а просто прошу денежки обратно — ведь они принадлежат компании заявителю… Кроме того, названный закон определяет административную процедуру возврата платежей.
Однако, суд первой инстанции счел мою позицию наивной и не согласился со мной, указав, что годичный срок, установленный частью 2 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ для возврата таможенных платежей, является как сроком для обращения в таможенный орган, так и суд.
Апелляция была более благосклонна и отменила решение первой инстанции, указав, что общество обратилось в арбитражный суд с имущественным требованием, следовательно сроки, установленные таможенным законодательством, в данном случае не применимы, а Компания вправе обратится в арбитражный суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных сумм в течение общего трехгодичного срока исковой давности.
После чего я на радостях получил исполнительный лист, взыскал деньги с таможни, но кассация сочла, что отсутствуют правовые основания для применения общего срока исковой давности на возврат таможенных платежей на основании определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 № 413-О, которое противоречит ранее вынесенному определению от 21.06.2001 N 173-О, на котором строилась моя позиция.
В «неправильном» определении КС РФ идет речь о том, что предусмотренное таможенным законодательством специальное правило в отношении ограниченных событий (часть 1 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ), согласно которому излишне уплаченные таможенные платежи в федеральный бюджет по истечении годичного срока возврату не подлежат, не может рассматриваться как влекущее нарушение каких-либо прав, поскольку для лиц, внесших такие платежи, не исключается возможность произвести их возврат в установленный законом срок.
Я решил не отчаиваться и обратиться в Верховный суд, поскольку налицо явно неоднозначная ситуация, которую возможно решить исключительно в высшей инстанции.
В кассационной жалобе я писал о том, что установленный частью 2 статьи 148 Федерального закона № 311-ФЗ годичный срок на возврат таможенных платежей применим исключительно к административной процедуре возврата излишне уплаченных платежей, поскольку указанный закон не регулирует судебный порядок возврата данных таможенных платежей. Соответственно, при рассмотрении спора в суде подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и продолжительности срока исковой давности.
Радости моей не было придела, когда Верховный суд счел, что мои доводы заслуживают внимания и передал дело для рассмотрения в Судебную коллегию по экономическим спорам, которое назначено на 16.06.2015.
Первый раз буду выступать в Верховном суде, надеюсь, что приду с положительным результатом.
О заседании расскажу дополнительно, если вам будет это интересно.
Добавлено: 11:07 24.06.2015
Вот и состоялось судебное заседание в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ по данному делу. Хотел поделиться с Вами впечатлениями от Верховного Суда.
Итак, прихожу в суд, заказываю пропуск. При входе перед рамкой металлоискателя и интроскопа стоит толпа, я даже удивился, что так много народу, смотрел на сайте было назначено всего два дела в этот день. И каково же было моё удивление, когда спустился секретарь, назвал моё дело и вся эта толпа ринулась проходить досмотр.
Оказалось, что со стороны таможни приехало пять человек!!! Не пожалели ведь бюджетных денег на командировку.
Надо сказать, что обстановка в ВС РФ очень доброжелательная. Спустившийся за нами секретарь, был до безобразия вежлив: «Добрый день, стороны у которых судебное заседание в экономической коллегии на 14:00 пройдите, пожалуйста, за мной» — с улыбкой сказал секретарь.
Пять представителей таможни засуетились и пошли проходить досмотр. После досмотра секретарь провел короткий брифинг: «Сейчас мы с вами проследуем в зал заседания, заранее, пожалуйста, подготовьте свои полномочия и отключите телефоны.
При входе в зал встречает еще один секретарь, который ухмыльнулся: „Пятеро против одного — несправедливо“ Вышли судьи… Дело было доложено кратко, но по сути — позиции судов всех инстанций и доводы моей жалобы. После чего председательствующая попросила выступив, не повторяя уже приведенных доводов.
Надо сказать слушают внимательно, после чего задают вопросы, отвечая на которые ты понимаешь, что находишься в Верховном Суде, так как вопросы глобальные, судьи же понимают, что их решение формирует практику нижестоящих судов.
Судья докладчик, она и председательствующая дело изучила вдоль и поперек. Я выступил, ответил на вопросы и дошла очередь до представителей таможенного органа, которые выступали по очереди.
Один озвучивал доводы основного отзыва, второй говорил о природе излишне взысканных платежей.., что и навело судей на дополнительные вопросы. Доводы таможенного органа сводились к тому, что поскольку общество обратилось за возвратом таможенных платежей за пределами годичного срока, установленного частью 2 статьи 148 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», ему следует отказать так как указанный срок распространяется на административный порядок возврата и на судебный. Более подробно все описано в определении ВС РФ.
После изложения таможней этого довода, суд спросил: „Какой статус этих денег (излишне взысканных) для бюджета?“ — таможня считала, что по истечении годичного срока для возврата они вдруг становятся таможенными платежами, хотя таковыми не являются, ведь заплачены ни за что…
В общем доводы таможни суд не убедили и после получасового совещания, моя жалоба была удовлетворена. Подробная история вопроса в данной публикации, написанной ранее и в судебных актах. Определение ВС РФ также в приложенных файлах.