В ходе внешнеэкономической деятельности нередко возникают ситуации, когда у декларанта возникает переплата таможенных пошлин и налогов.
Порядок действий в данной ситуации прописан в ст.ст. 122, 147 ФЗ “О таможенном регулировании” – подается соответствующее заявление, к которому прикладываются указанные в законе документы, и в течение 30 дней с момента подачи заявления таможенный орган обязан либо вернуть переплату, либо зачесть ее в счет таможенных платежей по иным декларациям.
Обычно, когда имеется явная переплата, таможня без особых проблем деньги возвращает.
Суть дела.
При заполнении таможенной декларации таможенная стоимость, на основании которой определяется размер таможенных платежей и налогов, указывается в графе 12.
При условиях поставки FOB, таможенная стоимость, как правило, состоит из цены товара по инвойсу и суммы транспортных расходов по перевозке товара до территории ЕАЭС.
В нашем случае, помимо расходов по оплате фрахта, декларант не нес никаких дополнительных расходов, связанных с приобретением и доставкой товара, соответственно, в графе 12 нужно было отразить сумму цены товара и расходов по его перевозке.
Сам расчет таможенной стоимости производится в декларации по форме ДТС-1, откуда в графу 12 переносится окончательная сумма.
При заполнении данной формы декларант, по ошибке, помимо вышеуказанных расходов по приобретению товара и его перевозке, включил в таможенную стоимость иные расходы, которых реально не было. Это повлекло ошибочное увеличение таможенной стоимости и, как следствие, суммы таможенных пошлин и налогов.
Никаких документов, подтверждающих эти дополнительные расходы, ни у декларанта, ни у таможенного органа не было и не могло быть в принципе, так как эти расходы фактически отсутствовали, имело место исключительно ошибка при заполнении ДТС-1.
В связи с тем, что таможенная стоимость была ошибочно завышена, и таможенные платежи были уплачены исходя из ее размера, налицо имелась явная переплата пошлин и налогов.
Для возврата данных сумм нами было подготовлено и направлено заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.
Также, одновременно с данным заявлением, в таможню было направлено заявление о внесении соответствующих изменений в декларацию с приложением КДТ на минус, как того требует п.29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 г.
Таможенный орган деньги возвращать отказался.
Естественно, отказ был обжалован в суд.
Суд первой инстанции посчитал, что в рассматриваемой ситуации мы абсолютно правы, имеет место техническая ошибка со стороны декларанта и не возвращать деньги у таможни не было никаких оснований.
Апелляция выводы суда первой инстанции поддержала.
Зачем в такой очевидной ситуации таможенный орган довел дело до судебного разбирательства, по итогу которого с него были взысканы судебные расходы, понять сложно.


Зачем в такой очевидной ситуации таможенный орган довел дело до судебного разбирательства, по итогу которого с него были взысканы судебные расходы, понять сложно. Уважаемый Андрей Александрович, все государственные органы в первую очередь заняты имитацией собственной нужности, значимости, и загруженности, чтобы поток их бюджетного финансирования не уменьшался. Поэтому они всегда, стараются «надувать щёки» и создавать видимость бурной деятельности.
Надеюсь, что за представительство в суде апелляционной инстанции Вы с них взыщете дополнительно ;)
Уважаемый Андрей Александрович, поздравляю с заслуженной победой! Но удивил момент размера взысканных судом расходов на представителя! 15 ре-что то маловато! Еще раз мои поздравления!
Добрый день!
Уважаемый Андрей Александрович, поздравляю с очередной победой!
12 июня вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 11.05.2017 N 46, упрощающее процесс возврата участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) излишне уплаченных (или излишне взысканных) таможенных платежей при внесении изменений в декларации на товары.
Решением установлен предельный срок рассмотрения таможенными органами заявлений о внесении изменений в декларации на товары в 30 календарных дней. Кроме того, такое заявление теперь одновременно рассматривается и как заявление на возврат излишне уплаченных (или излишне взысканных) таможенных платежей при условии, что оно содержит соответствующие сведения.
Участникам ВЭД следует заполнять такие сведения с учетом требований национального законодательства той страны ЕАЭС, в которой подается заявление на возврат.
Достаточно ли на сегодняшний день подача заявления о внесении изменений в декларации на товары для возврата излишне уплаченных (или излишне взысканных) таможенных платежей?