Тогда я обратился к коллегам за помощью, так как не знал как правильно начать действовать, обращаться в правоохранительные органы и надеяться на положительный исход либо обращаться в суд и пытаться наказать недобросовестных граждан или банк причастных к случившемуся, но обо всем по порядку.
В далеком 2014 году мой доверитель обратился в ОАО МТС Банк (а тогда он назывался именно так) по рекомендации управляющего своей компании с целью получения потребительского кредита на очень внушительную сумму. Сотрудники банка после проведения необходимой проверки всех представленных документов приняли положительное решение и были подписаны все необходимые документы для выдачи кредита. Однако сотрудники банка предложили моему доверителю подождать несколько часов для того, чтобы подготовить необходимую сумму денег.
После того, как мой доверитель выел из стен банка, управляющий его компанией сказал, что ему необязательно ждать выдачи денежных средств, так как эти денежные средства будут переведены на банковский счет открытый на имя доверителя, однако уже вечером этого же дня все тот же управляющий сообщил, что банк изменил свое мнение и отказал в выдаче кредита, при этом причина отказа озвучена не была.
Спустя значительный промежуток времени, в компании которая принадлежала моему доверителю произошла смена управляющего и выяснилось, что уже длительное время со счета предприятия оплачивается кредит МТС Банку, при этом при более тщательной проверки было установлено, что кредитные денежные средства на счет предприятия не поступали.
В этот самый момент ко мне и обратился вышеупомянутый доверитель, с просьбой помочь разобраться в случившейся ситуации.
Естественно, первым делом мы обратились в банк, где нам было сказано, что кредитные денежные средства были сняты с банковского счета моего доверителя им самим же в день подписания кредитного договора и в доказательство представили расходный-кассовый ордер с подписью выполненной от имени моего доверителя.
Доверитель сразу заявил, что подпись в платежном документе поддельная, а денежные средства он ни когда не получал, но как это обычно бывает, банк проигнорировал все наши доводы.
После непродолжительного и очень не приятного разговора с сотрудниками банка мы обратились в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту хищения денежных средств (хочу забежать вперед, но уголовное дело не возбуждено и по настоящее время). Нас опросили, ну и собственно на этом все и закончилось, пообещали клятвенно «рыть землю», но все как-то не сложилось. Единственное чего нам удалось добиться, так это проведения почерковедческого исследования, по результатам которого было установлено, что подпись моего доверителя в платежном документе на самом деле поддельная.
Больше ждать не было ни времени ни желания, так как денежные средства банку перестали поступать в счет оплаты по кредиту, то моего доверителя и меня стали «доставать» коллектора, нами была подана претензия в банк с требованием о возврате денежных средств, но как вы понимаете банк даже не удосужился ответить. Выждав 10 дней с момента вручения претензии мы обратились в суд с требованиями о взыскании суммы похищенных денежных средств, компенсации морального вреда и штрафа. Свои требования обосновали следующим:
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.В силу п. 1 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.По общему смыслу ст. 845 ГК РФ обязанность по сохранности денежных средств клиента, находящихся на банковском счете, возложена на банк.Согласно п. 3 ст. 847 ГК РФ договором банковского счета может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.Преамбула Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» признает недостатком услуги ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. Обязанность исполнителя обеспечить оказание услуги, соответствующей договору, следует и из п. 1 ст. 4 названного закона.В силу п.п. 1, 3 и 5 ст. 14 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный имуществу потребителя вследствие недостатков услуги, подлежит возмещению исполнителем. Исполнитель освобождается от ответственности если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования услуги.Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, лежит на исполнителе.В соответствии со ст.15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.В силу ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.В соответствии со ст. 13 ч. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).
В итоге мы получили закономерный результат, суд удовлетворил наши требования в полном объеме, только снизив размер компенсации морального вреда до 5000 рублей.
P.S. В резолютивной части решения опечатка по сумме, определение о ее исправлении выложу чуть позже!!!