Предоплата вносится всегда за счет кредитных средств, кредитный договор оформляется тут же. Клиентке выдается сертификат или абонемент, дающие право пользоваться услугами салона. То есть покупатель вносит предоплату за будущие услуги за салона, реализации услуги в момент оплаты не происходит. Данная позиция также закреплена в Определении Верховного Суда РФ от 21.11.2014 по делу N 305-КГ14-1498, письме Минфина от 25.04.2011г. №03-03-06/1/268
Таким образом, потребительница внесла предоплату, услуги еще не оказывались, либо было частичное оказание (чему должно быть подтверждение). Если клиентка услугами салона не воспользовалась — вернуть деньги по статье 32 ЗПП не представляет трудности. Но расторжение договора по данному основанию в суде не выгодно, если салон исчез. т.к. исключает предъявление требований банку и расторжение кредитного договора. Жизнь салонов, предлагающих подобные услуги в кредит, составляет около 2 лет
Если салон оказал услуги\часть услуг — в первую очередь, я проверяю есть ли у салона медицинская лицензия на сайте Здравнадзора. Лицензии либо нет, либо есть простенькая — на оказание первичной доврачебной помощи и сестринскому делу.
Далее я нахожу услуги, которые салон собрался оказывать клиентке, в номенклатурном справочнике медицинских услуг (Приказ от 27.12.2011 N 1664н). В этом справочнике обязательно отыскивается какая нибудь услуга — самые распространенные это пилинг, ультразвуки разные, парафинотерапия и т.п.
Если услуга не находится в справочнике — я ищу ее в интернете, т.к. салоны любят называть простые процедуры французским красивым словом. Поняв что это за процедура (конечно я не специалист и понимаю примерно), я нахожу ее в справочнике.
Присутствие услуги в номенклатурном справочнике означает, что она медицинская и для ее оказания салон обязан получить отдельную лицензию. Салон не имеет право оказывать данную процедуру и заключать в отношении нее договор, даже если потребитель ею не воспользовался.
При наличии сомнений является ли услуга медицинской или нет можно сделать запрос в Здравнадзор — они отвечают довольно быстро и месяц ждать не приходится
Косметологические услуги являются лечебными, направлены на сохранение и восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (п. 2 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «Косметология»), представляют собой медицинское вмешательство (п. 4 ст.2 ФЗ Об основах охраны здоровья граждан в РФ).
Оказание данных услуг без лицензии является правонарушением, ответственность за которое установлена ч.2 ст. 14.1 КОАП РФ.
Помимо необходимости лицензии, закон содержит требования к форме договора на оказание мед услуг, ведению карты, наличие информирования согласия и т.п.
Таким образом, при отсутствии лицензии и оказанных медицинских услугах — клиент имеет право требовать возврата денег, если услуги не оказывались — тоже самое.
В договорах часто можно увидеть скидку на услуги в размере процентов по кредиту (или иную). Данная «скидка» умышленно вводится салоном в текст договора, для ее удержания при расторжении договора. Исполнитель не имеет право требовать уплаты скидки или оплаты каких либо услуг без учета скидки, т.к данное условие является скрытой штрафной санкцией, связанной с расторжением договора.
Если услуги не являются медицинскими и потребительница хочет вернуть деньги — то исходя из условий договора расторгать его либо по ст. 32 ЗПП, либо по ст. ст. 10, 12, либо признавать договор не заключенным.
Относительно возврата товара — это сложно, т.к. парфюмерия, БАД, гигиенические средства возврату не подлежат и судебная практика в целом отрицательная. Без экспертизы качества или маркировки не обойтись. Мне удавалось возвращать ПКП и БАД при наличии грубых ошибок в договоре (в цене), либо передавался не тот товар, который был указан в акте, либо меньший по объему и т.п.
В моей практике салоны возвращают деньги на стадии предъявления претензии и дело до суда не доходит, претензий написано уже было много. В послужном списке есть только 6 судебных решений (3 частичное удовлетворение (отказали по товару), 1 — полностью (договор признали не заключенным, клиентку вела удаленно, интересным является тот факт, что услуги были оказаны почти полностью на протяжении нескольких месяцев), 1 — отказ — но еще нет мотивировки и я не поняла вообще в связи с чем отказ, при этом салон вернул практически всю сумму добровольно).
Ниже прикреплю судебную практику — не мою (интересную) и мою (2 решения). Особенно мне понравилось решение. которым суд признал не заключенным как договор услуг, так и кредитный (решение под номером 5)