Межрайонная ИФНС России № 9 по Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд к моему будущему тогда еще доверителю — ликвидатору ООО «Водоканал» П. с заявление о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 5.1 ст. 14.13 КОАП РФ, то есть за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КОАП РФ.
Согласно ч. 5 ст. 14.13 КОАП РФ неисполнение руководителем юридического лица либо индивидуальным предпринимателем или гражданином обязанности по подаче заявления о признании соответственно юридического лица либо индивидуального предпринимателя, гражданина банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Ликвидатор ООО «Водоканал» П. не выполнил обязанность по направлению заявления о признании должника банкротом в установленный ст. 9 ФЗ «О банкротстве» в срок, непосредственно в его случае до 27.08.2016 года.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 26.12.2016 года в отношении ликвидатора ООО «Водоканал» П. наложен административный штраф на сумму 5000 рублей, предусмотренный ч. 5 ст. 14.13 КОАП РФ. Данное постановление П. не оспаривалось (хотя имелись все основания для этого, но это уже совсем другая история), оплата штрафа была произведена.
30.06.2017 года главным государственным налоговым инспектором МИФНС России № 9 по Кемеровской области в отношении ликвидатора ООО «Водоканал» П. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5.1 ст. 14.13 КОАП РФ (повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 КОАП РФ), ответственность за которое предусмотрена в виде дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет.
При составлении данного протокола мой доверитель не присутствовал, так как какого либо уведомления о вызове в МИФНС не получал, получил сам протокол практически через месяц после его составления.
С данным протоколом об административном правонарушении и с последующим заявлением МИФН России № 9 по Кемеровской области к ликвидатору ООО «Водоканал» П., мой доверитель согласен не был по следующим основаниям.
На основании решения общего собрания учредителя ООО «Водоканал» от 09.06.2017 года — МУП «ЖКХ Яшкинского района» — ликвидатор ООО «Водоканал» П. был освобожден от обязанностей ликвидатора на основании его личного заявления, то есть, соответственно, на момент составления протокола об административном правонарушении от 30.06.2017 года, мой доверитель П. ликвидатором ООО «Водоканал» не являлся, соответственно субъект административного правонарушения отсутствовал, в связи с чем, отсутствовал состав административного правонарушения.
Данная позиция была нами изложена в отзыве на заявление о привлечении к административной ответственности, однако МИФНС № 9 по Кемеровской области категорически с нашими доводами не была согласна, ссылаясь на то, что внесенных изменений в выписку ЕГРЮЛ о том, что П. на момент составления протокола об административном правонарушении 30.06.2017 года ликвидатором не являлся, не было.
Так же МИФНС ссылалась на то, что субъектом указанного правонарушения является должностное лицо и согласно ст. 2.4 КОАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Однако, арбитражный суд разделил с нами нашу позицию, и отказал МИФНС № 9 по Кемеровской области в удовлетворении заявления о привлечении П. к административной ответственности, предусмотренной ч. 5.1 ст. 14.13 КОАП РФ.
Так же, суд в решении указал, что если иное не установлено Законом о государственной регистрации юридических лиц юридическое лицо в течении трех рабочих дней с момента изменения указанных в п. 1 ст. 5 Закона сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Поскольку ликвидатор является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица — должника, в случае изменения сведений о нем в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке должны быть внесены соответствующие изменения.
Однако, с момента прекращения компетентным органом управления полномочий единоличного исполнительного органа лицо, чьи полномочия как руководителя организации прекращены, не вправе без доверенности действовать от имени общества, в том числе подписывать заявления о внесении в государственный реестр сведений.